nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Великие и малые заморочки: То, что дозволено Юпитеру…

Великие и малые заморочки: То, что дозволено Юпитеру…  А вот что наш регулярный «гость» Билл Кроу со своими джазовыми историями и анекдотами рассказывает о Дюке Эллингтоне и его оркестре. Дюк был неординарной личностью во всех своих проявлениях. О его музыке знают все, кто хоть мало-мальски интересуется джазом, но были у него ведь и другие «стороны», которым, как правило, в статьях уделяется гораздо меньше места. Особенно это касается «коллекции» его предрассудков и табу. Будучи чрезвычайно творческим человеком, Дюк и в этой области не знал себе равных. Количество и качество всяческих заморочек и правил, которым он сам себя подчинил, поражает. Вот наглядные примеры.

В его гримерке нельзя было насвистывать. Нельзя было грызть орехи или семечки. При нем нельзя было носить ничего желтого цвета, и сам он не носил желтое (и некоторые другие цвета). Дюк никогда не принимал в подарок обувь и не дарил сам – это для него являлось знаком, что получателю такого подарка намекают на его нежелательность. Не дай бог, у вас оторвалась пуговица прямо на концерте или в гримерке шефа – это была беда... увидеть оторванную пуговицу – очень плохая примета. А сам Дюк вообще в случае потери пуговицы уже никогда больше не одевал эту вещь – отдавал ее первому встречному. Немало попрошаек разжились эллингтоновской шикарной одеждой, которая всего лишь лишилась пуговицы на концерте.

Число 13 для него было строгим табу. Дошло до того, что когда оркестр расширялся, Эллингтон собирался нанимать тромбониста Лоуренса Брауна, и тот к несчастью оказался тринадцатым в составе. Дюк нанял его, но запретил выходить на сцену до тех пор, пока он не подберет четырнадцатого. Этим четырнадцатым только спустя шесть недель стал альт-саксофонист Отто Хардвик, и они смогли начать играть все вместе. Дюк очень долгое время избегал самолетов и предпочитал передвигаться с оркестром и сам на поездах. Только необходимость гастролей в Европу вынудила его сесть на самолет. Многие музыканты из его оркестра вспоминают, что Эллингтон в послевоенное время никогда не носил часов – ни наручных, ни карманных, и у него в комнатах их не было... тем не менее, он постоянно у всех интересовался, который сейчас час.

Все это было странно, но, в общем-то, безобидно. В повседневной жизни Эллингтон со своими музыкантами был скорее мягок и деликатен. Никогда не ругал никого за опоздания – просто начинал репетицию с теми, кто пришел вовремя. И он был чрезвычайно озабочен проблемами этики. Тут тоже доходило до курьезов. Дюк практически никогда не увольнял своих музыкантов. Во-первых, он умел их подбирать, и в этом редко возникала нужда, но порой приходилось, и он никогда не делал это напрямую. В таком случае он создавал музыканту неприятности чисто рабочего свойства. Например, нанимал другого, более сильного инструменталиста и поручал ему ту же самую партию... тот, кем он был недоволен, редко выдерживал долго. Один только Бен Вебстер, особенно слегка под градусом, не поддавался никаким увещеваниям и мог послать Дюка прямо во время концерта. Но Вебстеру прощалось многое.

Да, многие эллингтоновские музыканты были тоже оригинальными личностями – они, казалось, подбирались специально таким оригинальным бэндлидером. Вот, например, много лет у него играл на ударных Сонни Грир. Он отличался крайним дружелюбием, доходящим до абсурда. Рассказывает кларнетист Барни Бигард: «Нас устраивало в игре Сонни практически все. Но был один момент, который случался с ним постоянно. Вот мы все по очереди играем соло, барабанщик задает темп, все идет гладко... и вдруг в зал входит приятель Сонни. Неважно где это происходит – на репетиции или концерте, но Сонни прямо во время игры пытается делать руками эдакие приветственные движения – и, конечно же, сбивается с ритма. Мы все злимся, но не всерьез и недолго – на него просто невозможно сердиться. Он такой по натуре – общительный и дружелюбный до крайности».

А когда в оркестре появился великолепный тенор-саксофонист Пол Гонсалвес, известный своей склонностью к спиртному, Дюк, вообще-то не любивший пьяных музыкантов, стал его защищать. Гонсалвес порой даже падал со стула, заснув прямо посереди концерта. В таких случаях он сразу вскакивал и начинал солировать, всем своим видом показывая, что все в порядке и падение было случайностью. Один раз такое случилось прямо во время телевизионной трансляции, когда с бэндом пела Элла Фицджеральд. Пол вскочил, начал играть невпопад, в зале засмеялись, Элле даже пришлось подстраиваться под оркестр заново. Все думали, что Гонсалвеса наконец уволят, но Дюк замял скандал. Он так никогда и не уволил его. А играл Гонсалвес чудесно.

И в завершение курьезной Эллингтонианы история, которую рассказал Бак Клэйтон, встретившийся со всем оркестром Дюка в одном из ресторанов Лос-Анджелеса во время их гастролей в Калифорнии где-то в 30-х: «Я никогда не забуду это вечер в ресторане «Данбар». Большинство музыкантов Эллингтона и он сам сидели в ресторане, и вдруг джукбокс (автомат, который проигрывал пластинки) заиграл It Don’t Mean A Thing... и тут началось ТАКОЕ... Все они схватили кто вилку, кто ложку, кто свернутую газету и начали отбивать ритм прямо на столах, футлярах от инструментов и вообще на всем, что подвернулось под руку. Это было какое-то свинговое безумие – на несколько минут весь ресторан застыл и таращился на них. И я заметил еще одну странную вещь. Все музыканты Эллингтона – а их было 15 человек – сидели каждый за отдельным столиком, никто ни к кому не подсел. Не знаю, почему, даже гадать не стану, но все они сидели отдельно. Это было самое удивительное мое наблюдение из жизни музыкантов».

Подготовил
Евгений ДОЛГИХ

Jazz-Квадрат, №3/2008




стиль
джаз
автор
Евгений ДОЛГИХ
страна
США
музыкальный стиль
свинг


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела другие статьи

  • стиль: джаз, джаз
Мы продолжаем текстом этого доклада Эллингтоновскую тему в его юбилейный год. Тема эта неисчерпаемая, и мы надеемся опубликовать еще несколько не менее интересных работ, посвященных творчеству Дюка. Предварительное замечание: до сих пор идут споры, ...
  • стиль: джаз, джаз
Джаз царит. Отрицать этот факт - значит становиться в классическую страусиную позу: головой в песок, хвостом к солнцу. Можно, конечно, бить в колокола, заявляя на весь мир об угрозе разрушения моральных устоев современного общества. Однако более ...
  • стиль: джаз, джаз
Новое всегда раздражает. Это по меньшей мере. В целом же, все новое вызывает отторжение. И это - нормально, ибо мышление человека носит, по большей части, консервативный характер, и лишь немногие способны без потерь приспосабливаться к изменяющимся ...
  • стиль: джаз, джаз
Продолжаем публикации докладов, прочитанных на конференции, прошедшей в середине апреля в С.-Петербурге в рамках фестиваля "Мы помним Эллингтона". Едва ли сейчас можно сказать что-либо новое о Дюке Эллингтоне, практически ровеснике ХХ века, который ...
  • стиль: джаз, джаз
12 мая 1988 года ведущий джазовой программы "Радио Амстердам" нетерпеливо ждал у себя в студии гостя - выдающегося трубача и певца Чета Бейкера. К полуночи стало ясно, что эфир безнадежно сорван. Телефонный звонок к Питеру Хейтсу, голландскому ...
  • стиль: джаз, джаз
Сегодня мы начинаем цикл публикаций докладов с конференции "Дюк Эллингтон и современный джаз", прошедшей в конце апреля в С.-Петербурге в рамках фестиваля "Мы помним Эллингтона". Творчество Эллингтона огромно. И хотя о нем написано множество статей ...
  • стиль: джаз, джаз
Надо сказать, что к концу войны окончательно сложились основные направления существования джаза в кинематографе. Одним из них стали джазовые саундтреки к фильмам, отнюдь не обязательно посвященным джазу; другим — так называемые "biopics" ...
  • стиль: джаз, джаз
Не знаю как Вы, дорогой читатель, но я убежден, что роль женщин в джазе мало изучена, этот пробел должен быть устранен, и приступить к этому надо немедленно, сейчас, в преддверии весны и столь любимого всеми женского праздника. Статистика неумолима ...
  • стиль: джаз, джаз
В зале гаснет свет. Смолкает заполнившая помещение почтенная публика — дамы в длинных платьях с турнюрами и господа с тщательно ухоженными усами. Трещит загадочный аппарат в конце зала, и в лучах света, испускаемых им, на экране, установленном ...
  • стиль: джаз, джаз
Окончание, начало в #7(9) "JK". Исполнение джаза Каково значение джазового исполнения? Оно явно отличается от значения, например, языка. Оно проявляется в процессе накапливания, на более первичном эмоциональном уровне. Чарлз Бриггс ("Competence In ...
  • стиль: джаз, джаз
Хорошо ли мы представляем себе, как прогресс влияет на музыку? Это происходит сейчас, и так было раньше, просто чаще всего у нас нет возможности взглянуть назад и увидеть картину прошлого. А не мешало бы... Времена меняются, проблемы остаются Какие ...
  • стиль: джаз, джаз
Вниманию читателей предлагается опубликованное в электронном журнале "All About Jazz" эссе Шона Сингера — выпускника университета Индианы (Блумингтон, США) по специальности "Английский язык и литература". Помимо джаза, сфера интересов Шона включает ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com