nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Шанкар - Рага для двух ситаров

стиль:

Шанкар - Рага для двух ситаров "Единственный концерт в северной Европе" красуется на афишах. Это про Санкт-Петербург. С точки зрения индийской музыки – действительно всё равно. Петербуржцы ничем не хуже Европы в своей отдалённости от культурных традиций Востока – их тоже надо щадить, ведь аутентичное исполнение индийского музыкального произведения может длиться часами.

Понятие музыкального произведения в Индии связано главным образом с понятием "рага". Тема той или иной раги, разными средствами музыкальной выразительности раскрывается в нескольких частях, составляющих единое целое. Естественно, что такая музыкальная форма со всеми импровизациями, характерными индийской традиции, требует продолжительного и осознанного прослушивания, для которого ни у "европейской" публики, ни у организаторов времени быть не могло. Поэтому музыканты исполнили 3 раги за предоставленные полтора часа, гармонично продемонстрировав разные стили и приёмы "в краткой форме". И публика сыта, и каноны целы.

В перерывах Шанкар даёт устные пояснения по-английски. Однако сказать, что для большинства присутствовавших было явным отличие первой раги от последовавшей ночной Кирвани, было бы беспардонной ложью. Глядя на сидящих в позе лотоса музыкантов, вдыхая аромат тлеющих благовоний, понимаешь, что собственный организм предаёт тебя, пульс замедляется, а дыхание становится ровнее и глубже. Схожие симптомы заметны и у окружающих. И это несмотря на то, что звуки со сцены трудно назвать убаюкивающими. Что-то постоянно стремительно взвивается, скачет или монотонно гундит. Музыкальный диалог "отцов и детей" – Рави и Анушки - не всегда гладкий, но оттого не менее увлекательный, демонстрирует отточенную технику наследницы великого гуру. Её "женский" ситар отличается от отцовского, но сложности это не убавляет. Она искренне восхищает зрелостью мастерства и недевичьей выдержкой.

Из струнных на сцене ещё два инструмента – тантуры, имеющие не столь роскошный вид, как у ситара, да и роль у них поскромнее. Тантуристы – не индийцы по национальности. Шанкар представляет их как своих учеников. Замыкает квинтет – таблист. Пожалуй наиболее эмоциональный персонаж, на фоне которого особенно оттеняется холодность и даже временами резкость Анушки. Лица исполнителей большее время одухотворённо-сосредоточенны, а удовольствие выражается сбивающим с толку "отрицательным" покачиванием головой.

Такая странная культура. Гармоничная, как подросшее чадо, поддерживающее своего отца, и нездешняя. Такая странная музыка, выстроенная одновременно на жёстких канонах и мимолётной импровизации. Такой странный концерт, когда легенда показывает лицо. Прежде чем проститься.

Мария ЗОТОВА

2005


авторы
Мария ЗОТОВА
страна
Индия
Расскажи друзьям:

Еще из раздела концерты 2004 - 2006 года
Арто Тунчбояджан - Армянской сущности маленький оркестрик Игорь Бойко Бэнд на международном фестивале "Триумф джаза" Они - из джаза! Чижик с правом на импровизации
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com