nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Александр Цыганок - Переписка с Al Narrator’ом

стиль:

Александр Цыганок - Переписка с Al Narrator’ом
Про этого человека можно рассказывать бесконечно долго. Можно подвергнуть исчислению его многочисленные музыкальные заслугиуверен, на это уйдет не одна страница, можно долго и уныло рассуждать о судьбе белорусского блюза, а затем, в качестве ярчайшего примера, изобразить этого человека «во всей красе», можно спроецировать на него других видных блюзмэновНо ничего этого делать я не стану. Во-первых, чтобы не отдалять читателя от представленного материала, а во-вторых, чтобы сохранить подобие контроля над ситуацией. Наш герой прост и открыт в общении, за что надо отдать ему должное, поэтому я и представлю его просто и без лишнего пафоса. Дамы и господа, перед вами прекрасный музыкант и талантливейший композитор, блюзмэн до мозга костейАлександр Цыганок.

Позволю себе небольшое отступление, и скажу, что ввиду расположения в разных городах Беларуси (Александр живет в Гомеле), мы общались по Интернету и, отдавая дань уважения этому чуду современных коммуникаций, пришли к совместному выводу, что назовем статью «Переписка с AlNarrator’ом». Об остальном же вам расскажет сам герой.

Максим Козлов: Как вы стали на путь блюза и что он приносит вам?

Александр Цыганок: Прежде чем отвечать, я хотел бы определить свой угол зрения. Я считаю явление блюза не столько совокупностью музыкальных стандартов и приемов игры, сколько своеобразным коктейлем социальных и психологических особенностей образа жизни, отношений между полами, официальных религиозных представлений и язычества.

Мне блюз нравится с детства. Я очень много и бессистемно слушал пластинки еще с младших классов. Многое мне нравилось. Прошли годы, и когда все устоялось, оказалось, что больше всего мне нравилась афро-американская музыка. Там все было другое. Какие-то незнакомые тембра голосов, диковинные ритмы, музыкальная фразировка. У взрослых это называлось «стиляжными песнями». Потом понеслись «Битлы», «Роллинги», «Фри» и «Криденс». Это было очень модно, запретно и привлекательно. Все было ритмично, броско и боевито, но такой первобытной оригинальности, как у черных, я не обнаруживал. Просто слушал и впитывал.

На уроках пения я всегда любил на ходу менять мотивы песен и петь то так, то эдак. Но меня не ругали, потому что выходило неплохо. Кроме того, дома я очень любил петь всякую тарабарщину на известные мотивы, подражал тембрам любимых исполнителей. Их завывания мне не удавались, но я пробовал и пробовал. Дело пошло. Постепенно я открыл в себе очень похожую само ироничность и незадачливость героев блюза. К тому же, их кривляния и чудачества мне были близки. Смешно вспомнить, но именно так начинался мой блюз.

Какое будущее блюз сулит человеку, рискнувшему заняться им?

Для того, чтобы заниматься блюзом, его надо любить и понимать. И тогда, я думаю, будет как минимум комфортно на душе. Блюз – хорошее средство от одиночества, душевной пустоты и растерянности, которые приходят к человеку. В этой музыке меланхолия превращена в особый кайф, а осознание неудавшейся жизни – в хохму в стиле Олейникова и Стоянова. На пути блюза у вас наверняка найдутся соратники. Денег не будет, бэби уйдет к богатому и серьезному. Но жизнь не будет пресна, потому что с вами блюз.

А если стать мировой знаменитостью, блюз окажется выгодным делом (прошу прощения за такую терминологию)?

Наверное, на этом можно зарабатывать большие деньги, но вопрос, где и когда? Там, где слушатель на одной волне с тобой. Тогда, когда ты востребован. Тогда, когда люди ходят на концерты, читают книги, путешествуют, расширяют свой кругозор. В этом случае у музыканта есть перспективы разбогатеть.

Расскажите о школе для музыкантов, которую вы организовали. С чего все началось? Чему обучаются студенты? Каковы перспективы развития этого проекта?

Говорить о какой-то школе блюза будет преувеличением. У нас в Гомеле в далеких 60-х был джазовый клуб, основанный Эдди Рознером. Поэтому джаз и блюз – не новинка для Гомеля. Мне просто удалось вернуть интерес к этой музыке в 90-х. С 1993 года я работаю в областном Дворце творчества детей и молодежи, эстрадная студия которого подготовила много хороших исполнителей и групп. Главное – это понимание со стороны администрации. У нас дирекция идет навстречу «живой» музыке в широком стилистическом диапазоне: от кора и пост-рока до джаза, блюза и рэггей. У нас хороший творческий педагогический коллектив. Мне интересно работать с интеллигентными музыкальными ребятами. Мы во многом разные, но нам нравится блюз, и мы проникаем в его глубины. Я считаю блюз началом джаза и рока, и поэтому базовые знания и навыки блюзовой игры могут помочь в дальнейшем музыканту любого стиля.

Для ваших студентов гуру, эталон звучанияконечно, вы. А расскажите о своих учителях?

Что касается моих учителей музыки, то это, прежде всего, моя семья, где любили петь и играли на разных инструментах. Отец играл на фортепиано, гармони, мандолине, гитаре. Мама – на семиструнной гитаре. Дедушка играл на гитаре, бабушка пела. Я до сих пор помню колыбельную «Спи младенец мой прекрасный», которую она мне пела. Кроме того, сельское прозвище нашего рода – «гударь», что в переводе с украинского означает музыкант. Моей учительницей фортепиано была Инна Георгиевна Маслова. Моим гитарным кумиром в старших классах стал Вадим Киселев, замечательный музыкант, руководивший нашим школьным ансамблем. И, конечно, в числе главнейших учителей были радиоприемник «Балтика», проигрыватель «Юбилейный» и магнитофон «Сатурн», которые я без устали слушал.

Как к вашему увлечению блюзом отнеслись в свое время родители, ведь такая музыка понятна далеко не каждому музыканту? Семья «гударей» не была консервативной в этом плане?

К моему увлечению отнеслись с недоумением. Хотя, потом успокоились. Очень хорошо, что не мешали. Безусловно, в семье отдают предпочтение более «окультуренной» музыке. Всяческая архаика, безусловно, может резать слух поначалу. Так что, определенный консерватизм у близких присутствует.

Александр, на фестивале «Минск блюз 2007» вы очень эффектно выступили со своими ребятами. Меня впечатлила замена бас-гитары контрабасом, классической гитарыбанджо, ударныхперкуссией. Подобное преображениевозвращение к корням блюза?

Инструментарий, на мой взгляд, обычный. Я просто отклонился от общепринятого у нас шаблона. Есть блюз электрогитарный, есть фортепианный, есть духовой (так называемый брасс), есть народный – с использованием акустических струнных инструментов, губной гармошки, аккордеона. Мы придерживаемся народного инструментария.

Я люблю блюз Миссисипи и Луизианы, кроме того, афро-карибскую музыку. Отсюда – замена ударной установки афро-латинской перкуссией. Иногда используем банджо, аккордеон, валторну. И, вообще, громыхалово мне давно не нравится. Мне импонирует музыка, которая обходится минимальным техническим оснащением.

Если я вас правильно понял, вы больше тяготеете к этническим корням музыки. Почему?

Старинные народные песни вызывают у меня какое-то волнение. Это очень необычное чувство. Хочется представлять себе образы давнего прошлого, пейзажи, лица. Такая этническая музыка мне очень нравится. Но околонародные поп-песенки, растиражированные бесчисленными ансамблями с баянами наперевес, не увлекают.

На том же фестивале «Минск блюз 2007» в Al Narrator Orchestra дебютировала молодая вокалистка, вызвавшая своим выступлением бурные овации слушателей. Читателям интересно будет узнать о ней более подробно

Ира – студентка колледжа искусств, специализируется по музыковедению. Серьезно относится к тому, чем занимается. Есть точный вокал. Есть знания, понимание искусства, культура. Есть желание работать. Есть свойственный поколению прагматизм. Пока не блюз-вумэн, но зато настоящий музыкант. Да и вообще видная девчонка.

Открытие таких юных дарованийсобытие редкое?

На мой взгляд, дарования сами себя проявляют. Надо только чуть-чуть помогать. Очень важен реально широкий спектр предлагаемых жанров, стилей и концепций, чтобы молодой человек мог найти что-нибудь подходящее для него. Это поможет обрести чувство удовлетворенности, найти единомышленников, сформировать свой вектор деятельности. Я работаю в Гомельском областном центре творчества детей и молодежи и знаю положение вещей. В молодежных кругах, как и в социуме в целом, есть определенное количество ребят, которые обладают индивидуальным видением искусства. Им мало того, что модно. Поп-формат они считают слишком легковесным и бессодержательным. Эти ребята хотят больше знать, больше уметь. Они увлеченно работают. Из их среды, как правило, и выходят хорошие музыканты, художники, танцоры и т.д.

Вы можете кого-то выделить среди своих учеников?

Я мог бы выделить из своих учеников целый ряд очень способных ребят. Хочу оговориться, что их музыкальный уровень – не моя заслуга, а результат регулярных многолетних занятий. В разные годы у меня занимались такие ребята, как Сергей Курек, Юлия Петрушкевич (Mojo Blues), Александр «Мак Брайт» Бондарев (Old Shoes), Игнат Жердецкий («Бифолк»), Азнаур Симонян, Дмитрий Кублашвили, Хаким Талабульма и др.

Расскажите подробнее о других особенностях выступления ваших учеников, и о своих сольных проектах.

Я не отделяю сольные проекты от коллективных, у меня просто бывают различные временные увлечения. Пример № 1: Создание молодежного коллектива, играющего нечто вроде кельтского фольк-модерна. Пример №2: Эксперименты по соединению славянского аутентичного вокала с сэмплами буддистской музыки. Пример № 3: Студийные работы над «рут-блюзом» под компьютерный бит и сэмплы звуков природы. Все это не мешает нашей работе с «Наррейтор Оркестра». Более того, открываются новые горизонты творчества.

Теперь об учениках. Я горд, что способствовал их музыкальному развитию. Но приписывать себе их заслуги и успехи считаю неэтичным. Если они сочтут возможным оценить мои заслуги, я буду благодарен. Они хорошо играют на гитарах и сами руководят группами, исполняющими блюз, джаз, фольк-рок и рэггей. Они пришли к нам уже очень способными, и поднять их до определенного уровня не составляло труда. Вперед, ребята!

Насколько важен в блюзе вокал, и какую роль вокалист играет в жизни бэнда?

Вокал – это очень важно. Голос является инструментом, способным передавать тончайшие мелодические нюансы. Здесь важно все: и тембр, и громкость, и дыхание, и диапазон, и способ звукоизвлечения. Но блюзовый вокал, являясь по сути народным, находится далеко от научных правил и требований. Здесь не играет роли наличие правильной постановки голоса и так называемая культура вокала. Можно ли назвать казахского акына певцом? Были ли певцами древние славянские гусляры-лирники? Важно то, что в блюзе голос поющего не оставляет слушателя равнодушным. Голос в блюзе по-своему пронзителен, ярок и дик, если угодно. И если звук одного кларнета в общем похож на звук другого, то голоса абсолютно уникальны. Стоит вспомнить, как Л. Армстронг и М. Дэвис старались придать звучанию своих труб окраску человеческого голоса, пытаясь «произнести» слово «Гарлем»?

Какое место в вашем творчестве или концертной практике занимают джэмы?

Джэм – это серьезнее, чем может показаться. Джэмуют те, кому есть что сказать, и кто умеет это делать. Эта форма музицирования основана на четком восприятии всего, что играется, знании материала и тактичности к партнерам. К сожалению, у нас редко можно услышать хороший джэм. Все хотят самовыражаться, прерывают друг друга на половине фразы, выкручивают громкость на максимум, и – «раздайся море!..» Но мне доводилось слышать и отличные сешны. Например, Питер Грин с Коузи Пауэллом, Нейлом Мюррэйем и Китом Эмерсоном в Абердине в 1996 году. Элегантно, умно, организованно, интересно. А какой здоровский джэм был в клубе «C Base» в Берлине 2004 года! Там очень хвалили гомельского барабанщика Юру. В общем, джэм – это важно, но для этого надо очень много учиться всем нам.

Что, на ваш взгляд, есть сердце блюза, а чтодуша? Возможно ли одно заменить другим (в соотношении чистое и коммерческое творчество)?

Я не знаю, где у блюза душа и где сердце, но убежден, что эта музыка имеет некий скрытый смысл. Она является анестетиком от тягот жизни. С помощью блюза человек как бы поворачивается от чувства безысходности к усмешкам Вуди Алена, танцам, клоунаде и даже к гипно-трансу. Это работает. Дорожные куплеты бродяг с юга и ритуальные песнопения с берегов болотистых речек отлично помогают от плохого настроения. Сидишь себе, следишь за выкрутасами голоса, стучишь ногой в такт, как завороженный. И нет ни тоски, ни печали. Вот вам и смысл блюза.

В чем смысл названия «Наррейтор Оркестра»?

Narrator – это в переводе рассказчик, голос за кадром. Я с детства люблю рассказывать и слушать рассказы. Отсюда и название.

Ваши творческие свершения запечатлены на дисках?

У нас много рабочих записей, демо-материалов разных лет, видео. Готовится к выходу диск The Tunes of Yestertimes. Мы с ребятами изложили в нем свое видение произведений старых звезд блюза. Кроме того, записали кое-что из моих сочинений.

Расскажите подробнее о репертуаре ваших проектов и сольного исполнения?

Наш репертуар сейчас значительно расширился. Кроме собственно блюза мы начали исполнять «бразил-джаз», «латин», «кейджен» и «соул». К музыке «кейджен» мы подступаемся второй раз. Тут все не так просто, как, впрочем, и с «бразил-джазом». У нас сейчас стартингует Ира Тищенко, обладающая огромным обаянием и серьезными знаниями музыки. Она чувственно поет и точно интонирует. Что касается меня, то я продолжаю придерживаться блюза. Вместе с тем, мой домашний застольный репертуар простирается от цыганского романса до казацких песен и белорусской аутентики.

У вас бывают гастроли? Где уже успели побывать?

Выступал в Москве, Киеве, Минске, Гомеле. Был на 3-х фестивалях в Польше. В 2005 году мы даже получили Гран-при на международном фестивале Noc bluesowa. В разные времена выступал во Франции, Шотландии и Германии. Во всех перечисленных местах частенько бывал удивлен быстроте и профессионализму техперсонала. Видел выступления известных музыкантов: фолк-модерниста Мартина Беннета, блюзмэнов Мика Тейлора, Питера Грина и других. С некоторыми из них общался. Они оказались достаточно коммуникабельными и интеллигентными людьми. Ловил себя на том, что нам надо многому учиться у них, не только музыке, но и искусству общения.

Что вам дорого в жизни, помимо музыки? Что вдохновляет на новое творчество?

Что дорого в жизни помимо музыки? Очень дорог душевный комфорт (у меня с этим не всегда задается). Дороги мои родные и близкие люди, их мнение. Я вообще ценю людей, имеющих свою точку зрения, способных ее отстаивать. Не люблю людей, мнения и вкусы которых будто поставлены на конвейер. Дороги свобода и справедливость. Дороги мои ученики, которые не дают покрываться плесенью, всегда держат в тонусе. Помимо музыки, я обожаю научные книги о насекомых, динозаврах. Ценю монографии по истории народов. Вообще, люблю дорогу.

Дорогу, как магистраль, или как движение? Вы по натуре кочевник?

Дорогу я понимаю как путь, как вереницу мелькающих впечатлений, переживаний, лиц, песен. Помните, в фильме «Табор уходит в небо» есть слова: «А ничего нет, кроме дороги, барин. В дорогу». Мне эти слова когда-то очень в душу запали.

Иржи Грошек однажды сказал: «Литературапсихическое заболевание, излечиться от которого невозможно». Это выражение, на ваш взгляд, может быть применимо к музыке, в частности, к блюзу?

Не знаю, заболевание ли это. Должен признаться, что во время репетиций и концертов нахожусь в каком-то трансе. Потом прихожу в себя, когда все завершилось, и испытываю неприятную пустоту. Кроме того, к музыке привыкаешь, и без нее трудно. Вот такая симптоматика.

Важно ли разбираться в музыке, чтобы оценить и услышать ее красоту?

Нет, не важно. Нужно только внимательно относиться к музыке и прислушиваться к самому себе. Я думаю, каждый человек может отличить настоящее от фальшивого. Просто люди привыкают к музыкальному «фаст-фуду» и разучиваются воспринимать что-либо другое.

Верны ли, по-вашему, слова моего друга, который, перефразировал христианскую концепцию, сказав: «Вначале был блюз»?

Я бы предположил, что в начале было Нечто, толкнувшее людей отбивать ритмы, играть на тетиве лука, вырезать из дерева дудочки и т.д. Блюз, будучи архаичной музыкой, обладает большим запасом энергии. Он пророс во всей современной эстраде, а сам не теряет актуальности.

На ваш взгляд, ложь в музыке имеет место?

Ложь в музыке? Музыка, как и театр, моделирует образы, ощущения, состояния, оторванные от реального контекста. В этом смысле она несет в себе обман, поскольку уводит в сферу фантазий. Что касается авторов и исполнителей и их отношения к предмету, то здесь много всего. Есть свои приспособленцы и честные художники. Есть вдохновение и расчет. Есть сладенькая ложь и безденежная правда.

Какие жизненные условия должны влиять на успешное творчество?

Прежде всего, наличие внутренней свободы (хотя я это уже говорил). Возможность поделиться своими мыслями и переживаниями с кем-то и быть понятым. Возможность репетировать и выступать. Любить и быть любимым (в разных смыслах этого слова).

Какой, по-вашему, вид творческой деятельности принесет лучшие результаты: создание композиций коллективным разумом или слепое подчинение одному композитору?

Нельзя сказать объективно. Я считаю, что коллективный разум в творчестве ведет к среднему арифметическому, потере индивидуальности. Кроме того, в любом случае кто-то доминирует в коллективе. Я против обезличивания и против общественной собственности в авторстве.

Что бы вы пожелали начинающим музыкантам?

Я бы пожелал начинающим музыкантам разобраться в том, насколько важна для них музыка. Ведь выбирая музыку, человек многое приобретает и многое теряет. А терять всегда жалко. Но если выбрали, то тогда надо играть, играть и играть.

Беседовал
Максим КОЗЛОВ

Jazz-Квадрат, №2/2008


авторы
Максим КОЗЛОВ
музыкальный стиль
блюз Дельты
страна
Беларусь
Расскажи друзьям:

Еще из раздела интервью с композиторами, аранжировщиками, бэнд-лидерами
Гедриус Купрявичус - символы конца века Сергей Жилин - "Я решил все сделать сам" Vahid Mateiko: Ода "К радости" ХХI века Vahid Mateiko: Свет Единства становится ярче
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com