nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Роман Кузнецов и его роман с гитарой

стиль:

Роман Кузнецов и его роман с гитарой Продолжаем знакомить читателей с учениками и выпускниками авторской школы гитариста Игоря Бойко – «Лаборатории профессионального образования для гитаристов». Сегодняшний наш гость – талантливый и, хочется надеяться, перспективный музыкант Роман Кузнецов; в быту – веселый персонаж, «душа компании», в меру экзальтированный пофигист, но обаятельная и добрая натура.

Михаил Трофимов: Роман, колись сразу: какое отношение имеешь к известному джаз-гитаристу Алексею Кузнецову?

Роман Кузнецов: Куда деваться? Придется отвечать: никакого, к сожалению. Почитаю Алексея Алексеевича Кузнецова как одного из основоположников отечественной гитарной джазовой традиции, но лично с ним даже не знаком. Впрочем, Кузнецов – не самая редкая фамилия в России.

А тебе-то когда пришла в голову мысль заняться гитарой?

Интересно вспомнить прошлое, которого – о-го-го – как много за плечами! (смеется…) Родился и вырос я в Москве. Где-то в возрасте лет 13 занимался баскетболом, катался на роликах дни напролет, мяч гонял… Одним словом, был типичным тинейджером поколения небезызвестной газировки.

Об игре на каком-либо инструменте пока речи не шло, хотя я музыку очень любил. Мне нравилось, что пелось и игралось на канале MTV – подчеркиваю: в те годы, когда канал не был испорчен российской поп-музыкой; начиная от Guano Apes и заканчивая Savage Garden. Еще я был неравнодушен к классике – Моцарт, Вивальди, Бах, Гендель, Чайковский – вот, кто поистине гении, будоражившие мое воображение!

Сила настоящей музыки подтолкнула меня взять в руки гитару и попробовать изобразить что-нибудь из того, что я воспринимал. Тогда я не мог себе представить, насколько круто это изменит мою жизнь! Я выучил «три простых аккорда» и вдруг понял, что хочу играть на более серьезном уровне. И через год судьба меня свела с отличным гитаристом-наставником Андреем Соловьевым, прекрасным человеком, который поразил меня своей игрой – техничной и чувственной. Он привил мне вкус к «западной» игре через прослушивание таких гитарных «ассов» как Yngwie Malmsteen, Jason Backer, Paul Gilbert, Tony McАlpine, Joe Tafola, Nuno Betencourt, Joe Satriani, Steve Vai, Michael Lee Firkins. Он же научил меня работать над фразировкой, ритмикой, и звукоизвлечением. С ним же я освоил элементарную теорию музыки. В результате прохождения учебного курса у педагога Соловьева я получил хорошую техническую и теоретическую начальную базу. К 16-ти годам он отправил меня в «свободное плавание», сказав напоследок: «Ищи именно то, что нужно тебе. И ты найдешь!»…

Я долго «дрейфовал» в бурлящем море музыки, не зная, куда податься. Брал уроки у многих других учителей, но ничего серьезного они мне не смогли предложить. Занимался по различным иностранным видео-школам, разучивал композиции, красивые мелодические обороты – и это дало эффект. Но все-таки, это было не то, что я хотел. Думаю, многим музыкантам знакомо состояние, когда ты имеешь сотни вопросов, но не можешь получить на них ответы… Это гнетущее ощущение незавершенности своих знаний и навыков.

Постепенно мои предпочтения стали меняться в сторону более «интеллектуальной» гитарной музыки. Я открыл для себя таких гитаристов, как Ritchie Kotzen, Greg Howe, Frank Gambale, Pat Metheny, George Benson. Меня восхищал исполнительский уровень этих гигантов; я не мог понять, как им удается добиваться невероятной свободы и легкости в любой музыкальной ситуации! Мне очень хотелось приблизиться к такому уровню понимания и видения материала.

И как раз в этот момент свыше тебе была послана помощь – «Лаборатория профессионального образования для гитаристов» Игоря Бойко

Чистая правда; словно Господь действительно услышал мои желания… Я знал, что не только на Западе, но и у нас в России есть замечательные педагоги. Один из них – гитарист Игорь Бойко, автор нескольких весьма стоящих учебных пособий по гитаре для профессиональных музыкантов. А мне очень хотелось новых фундаментальных знаний, и я решил: «Хватит ждать!»

Связаться с Игорем Александровичем не составило большого труда – и я узнал о существовании его учебной лаборатории, где признанный мастер согласился меня прослушать. Вскоре встреча состоялась; музыкант встретил меня очень радушно. За неизменной чашкой чая в его доме мы говорили на разные темы, обменивались взглядами на жизнь. Чуть освоившись, я немного поиграл, и Игорь Александрович принял меня в свою «мастерскую знаний». Я пришел к нему, когда мне было 20 лет. Время незаметно пролетело, и вот уже в мае будет два года, как я нахожусь в стане «Лаборатории». И с неизменным постоянством улучшаю свою игру...

В чем отличие методики Игоря Бойко от других подобных школ?

Да в том, что она уникальна! Ничего подобного в нашей стране в принципе не существует – я наводил справки. Есть уважаемые учебные заведения – как государственные, так и частные, есть отдельные одаренные педагоги, но в области современной импровизационной гитарной музыки – до сих пор нет четко выстроенной системы обучения.

Думаю, имеет смысл указать основную цель программы Игоря Александровича – это и будет наглядным отличием. Мое понимание работы «Лаборатории» – это воспитание музыканта: за короткий промежуток времени, в рамках общепринятых знаний, и на мировом уровне. Два основных изучаемых базиса этой авторской школы – гармония и импровизация. Информация, которую получают ученики, – эксклюзивна! «Фишка» преподавания Бойко в том, что материал преподносится в структурированной форме, это дает четкое понимание изучаемых тем.

Помимо этого, обучение в «Лаборатории» – это колоссальная практика! Я готов об этом рассказывать часами. Это – например, «фотографирование» предложенных фраз любой сложности – при помощи слуха или видения грифа, это – обыгрывание аккордов по специально выстроенной гармонической сетке, что позволяет очень эффективно усваивать материал и развивать импровизационное чутье, это – игра под «внутренний метроном», без звучания аккомпанемента, когда подсознательно у человека развивается чувство гармонии, ритма и грува. При этом, совершенствуется память человека – как слуховая и зрительная, так и мышечная – которая для гитариста важна наиболее.

Отдельной строкой в «Лаборатории» уделяется внимание изучению всемирно известных стандартов, без знания которых музыкант профессионально будет ограничен во всемирном музыкальном пространстве. Например, в США, нормой считается, если в твоем арсенале порядка 300 стандартов, вне зависимости от основного предпочитаемого стиля. Это у нас пока, к сожалению, мало кто понимает.

И, наконец, еще одно отличие – индивидуальный подход. Поясню на примере. Поначалу мы с друзьями-«лаборантами» удивлялись: выборка материала и схема обучения для каждого из нас существенно отличались. Теперь я понимаю, почему: все студенты, так или иначе, отличаются друг от друга темпераментом, характером, мышлением и музыкальными задатками. И здесь Игорь Александрович подошел с точки зрения повышения эффективности образовательного процесса: то, что у одного пойдет быстро, у другого потребует больше времени. В этом методология также очень гибкая, что не может не радовать.

Ты играешь в каких-нибудь музыкальных командах?

В основном я сотрудничал с группами, играющими в стилях R&B и hip-hop, но во что-то серьезное по разным причинам это не вылилось. В данный момент я работаю с моим хорошим другом вокалистом Алексеем Беловым, над русскоязычным рок-проектом и, конечно же, участвую как в аранжировках пьес, так и в записи гитарных партий.

Какие инструменты и «примочки» ты сейчас используешь?

Предпочитаю разноплановые гитары фирм Ibanez и ESP. В них мне нравится удобный гриф (принципиально важный критерий для меня) и звук. На данный момент у меня в наличии Ibanez Prestige – довольно хороший рабочий инструмент для решения соответствующих задач. В будущем я планирую прикупить себе еще пару моделей фирмы ESP, типа модели Greg Howe. Мой набор эффектов – это гитарные процессоры Line 6 POD 2.0, Line 6 Guitar Port, V-amp и комб VOX Valvetronix.

А в заключениечто имеешь сказать вновь прибывшим ученикам «Лаборатории»?

Мне очень нравится одно выражение: «Видеть цель и не замечать препятствий» – инструкция по прохождению сквозь стены. Поэтому я пожелаю только одного: идти вперед к своей цели и помнить о том, что любые преграды покоряются!

Ознакомиться с видеозаписями игры Романа Кузнецова можно в Интернет-ресурсах igorboiko.com/content/view/05/82/ и youtube.com/profile?user=IgorBoikoLab .

Михаил ТРОФИМОВ

Jazz-Квадрат, №2/2008


авторы
Михаил ТРОФИМОВ
музыкальный стиль
ритм-энд-блюз
страна
Россия
Расскажи друзьям:

Еще из раздела интервью с гитаристами
Lucky Peterson - О, новый счастливчик! Fender Igor Boiko Tele - Эксклюзивное звучание Владимир Ткаченко - любовник гитары Hiram Bullock
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com