nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Гари Кесаян - Джазовые «Декабрьские вечера» в Ереване

стиль:

Гари Кесаян - Джазовые «Декабрьские вечера» в Ереване
В сегодняшней Армении «живого» джаза более, чем достаточно. Три-четыре клуба, где джаз звучит на постоянной основе – «Малхас», «Поплавок», «Стоп», «Авангард-фолк», «Двенадцать». Есть еще парочка менее значимых. Есть в Ереване и «Радио-джаз» и «СитиФМ», радиостанция, которая уделяет джазу большую часть своего эфирного времени. Несколько теле-каналов, которые имеют еженедельные передачи, посвященные джазу (другое дело, что качество их сильно разнится и не всегда находится на должном уровне). Есть, наконец, более, чем активные джазовые музыканты и коллективы, которые выступают чуть ли не каждый день – трио Ваагна Айрапетяна, коллектив Карена Гаспаряна, Katuner, Time Report, Nooz и другие. Играют в клубах, на презентациях, на частных вечеринках.

А есть музыкант, который появляется на сцене достаточно редко, но зато каждый его выход – событие в музыкальной жизни города. Гари Кесаян не «лабает», он создает настроение.

За последние два года клавишник и композитор Гари Кесаян появлялся на сцене четыре раза. И каждый раз привлекал к своим концертам серьезное внимание музыкальной общественности. Как и в ранней молодости, когда вместе с представителями наиболее передовой музыкальной молодежи он начинал джазовое движение в Армении, так и сейчас он отдает предпочтение не «просто» концертам, а неким акциям. Примеры? Пожалуйста. В начале осени он в очередной раз привозит из США фантастического саксофониста Гарнера Томаса, своего старого партнера, а также басиста и барабанщика. Добавляет к ним двух бывших ереванцев, а ныне американских музыкантов – перкуссиониста, певца и композитора Нарека Овсепяна и певицу Сару Ерванд (в «миру» Заруи Ерзнкян) и устраивает в Большом зале Армфилармонии им. А. Хачатуряна мощнейший концерт джаза-фанка-блюза. В концерте принимали участие и популярнейший ереванский пианист Левон Малхасян, и исполнитель на «настоящем» духовом органе Артур Адамян. Дело в том, что сам Кесаян в ходе концерта выступал в нескольких ипостасях: играл и в четыре руки с Левоном Малхасяном на двух роялях и на своем органе Hammond B3 и, наконец, в четыре руки на двух органах – электрическом и духовом – Концерт для двух органов и джаз-квартета, автором которого он и является. Зал гудел, зал взрывался эмоциями, зал стоя апплодировал.

А в середине декабря, как и в прошлом году, пианист организовал вместе с «ВТБ банк – Армения» и Вечер рождественского джаза. Правда, в отличие от прошлогоднего, где вместе с пианистом играл басист Никогаес Варданян и звучали импровизации и вариации лишь на американские рождественские песенки – Jingle Bells, White Christmas и все такое прочее, на сей раз Кесаян расширил репертуар и состав. Его партнерами были молодой, но самый востребованный сегодня басист Артем Манукян и певица Асмик Торосян. Артем Манукян, виолончелист по образованию, кстати, достаточно активно использующий этот великолепный инструмент в своем джазовом творчестве, играет одинаково хорошо и на контрабасе, и на бас-гитаре, и поэтому задействован в большом количестве самых разных по стилистике составов – от этно-фолка (Armenian Navy Band), джаз-рока (Katuner), до рок- и рэгги-групп. И на сей раз он пришелся ко двору. Его мягкий, аккуратный аккомпанемент пришелся кстати в этот предновогодний вечер. Правда, надо отметить, подбор песен лишь на 10% соответствовал заявленному статусу концерта. Лишь одна композиция из прозвучавших была связана с сезоном (и то, с натяжкой) – знаменитая Skating In the Central Park. Остальные – Blue Moon, Once Upon A Summer Time, All Blues и даже Gymnopedya Эрика Сати могли бы украсить вечер и в любой другой сезон года. Но суть не в этом. А в том, что ереванцам был подарен прекрасный вечер.

Итак, оформленный по новогоднему концертный зал дома-музея Арама Ильича Хачатуряна. Нарядная по праздничному публика. И музыка. Не всегда джазовая, но очень возвышенная. В концерте прозвучали по большей части произведения самого Кесаяна, который, как оказалось, пишет свои композиции не только в «легком» стиле. Так, он показал великолепный лирический романс «Я создаю себе твой имидж», исполненный солисткой Асмик Торосян. Обладательница красивого сопрано, молодая певица из когорты тех, кто, наверняка, в ближайщее время составит славу армянской классической музыки, образовала прекрасный дуэт с пианистом. Сюрпризом оказалось и то, что Кесаян пишет и произведения, граничащие с духовной музыкой, по крайней мере, по степени воздействия на слушателя. Его «Всевышний, да услушит меня», как принято говорить, не оставила никого равнодушным в зале.

А вот о стандарте Майлса Дэвиса All Blues хотелось бы сказать особо: композиция эта была решена в абсолютно оригинальной манере. Певица, спрятавшись за колонной (по утверждению специалистов, именно из этого места звук распространяется по залу наиболее эффектно) вела основную тему в манере исполнительниц спиричуэлз. У слушателей по коже пробегал мороз в кульминационные моменты... В середине, как и полагается, пошла техничная и изобретательная импровизация инструменталистов. Но, уверен, слушатели с нетерпением ожидали завершающей части, когда вновь «в ход пошел» волшебный голос певицы. Напоследок пианист исполнил на своем культовом в джазе инструменте, на органе Hammond B3, Первую и Третью части своего Концерта для двух органов. Потом были «бисы», поздравления, благодарности, и заверения организаторов, что подобные концерты станут традиционными.

А после собственно концерта слушатели превратились в зрителей. Второй страстью Гари Кесаяна является живопись. Он давно и много рисует. Правда, делает это он в основном для себя и для своих друзей. Картины его можно увидеть лишь у него дома и во время его сольных концертов. Вот и на сей раз, весь задник зала был украшен его работами. Написанные в реалистичной манере с сюжетами на «вечнозеленные» темы, они как нельзя лучше подошли к настроению и атмосфере вечера.

У этого концерта кроме музыкальной есть и, так сказать, общественная значимость. Дело в том, что при помощи подобных мероприятий джаз выходит из клубного и ресторанного подполья. Он становится популярным и, главное, престижным. Модным, если хотите. Есть большая надежда, что крупные фирмы и солидные заказчики обратят, наконец-то, свое внимание и на этот жанр музыкального искусства. И впредь на корпоративных вечеринках и в шикарных клубах будут играть хорошие джазовые музыканты, а не кривляться на сцене смазливые мальчики и девочки в стиле поп.

Ну а самое главное – Ереван, наконец-то, получил свои джазовые «Декабрьские вечера». Прекрасная атмосфера, создаваемая «высотой» залов (в прошлом году это был «Зал фресок» Национальной картинной галлереи), настроенные на восприятие музыки люди, вечные темы и прекрасные музыканты. Достойное завершение года для любителей Музыки.

Армен МАНУКЯН


Jazz - Квадрат, №1/2008


авторы
Армен МАНУКЯН
музыкальный стиль
мэйнстрим
страна
Армения
Расскажи друзьям:

Еще из раздела концерты 2007 - 2009 года
Spoonfull - Десятилетие группы ARK Superfunk Collective - Концерт в Минске Оскар Питерсон: привет с того света (джазовый финал в местной филармонии) Glenn Hughes в "Бронксе"
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com