nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Швейцария - джазовая Терра Инкогнита

стиль:

Швейцария - джазовая Терра Инкогнита
Если спросить у случайного прохожего, с чем у него ассоциируется Швейцария, наверняка, чаще всего вы услышите в ответ: швейцарский банк, часы, сыр, шоколад, горные лыжи. Если прохожий — еще и джазфэн, то прозвучит: "Монтре". Название этого небольшого даже по меркам миниатюрной Швейцарии альпийского городка на берегу живописного озера с 1966 года вызывает мелкую дрожь у любого, кто хоть немного болен джазом... Что мы еще знаем о швейцарском джазе? Сможем ли назвать пару-тройку имен швейцарских джазменов? Можем ли похвастаться CD со швейцарским джазом? Джазовая Швейцария — Terra Incognitа, которая непременно будет открыта...

Шесть швейцарских джазменов, о которых стоит узнать:

Георг Грунтц
(George Gruntz) — пианист и композитор, "европейский музыкальный феномен", как назвал его американский журнал "Jazz Magazin". Рожденный в 1932 году в Базеле, Грунтц — музыкант первого поколения джаз-музыкантов Швейцарии. Он начинал как член "Ambrosetti Quintet" — коллектива, популярного в Европе в 50-е годы. Вместе с авторитетнейшими (а в то время весьма молодыми) музыкантами — трубачом Франко Амбросетти, ударником Даниелем Хумаиром и саксофонистом Декстером Гордоном создал "George Gruntz Concert Jazz Band" — коллектив, определяющий настроение швейцарского мейнстрима уже более четверти века. 25-летие "GG-CJB" Грунтц отпраздновал на "крыше Европы", легендарной, воспетой Гейне вершине Юнгфрау. Этот концерт на высоте 3300 метров над уровнем моря, по мнению Грунтца, как нельзя лучше отразил сущность его бэнда — многонациональный и все время стремящийся вверх. К юбилею бэнда был выпущен CD лучших за 25 лет записей и книга "Breaking Walls". В 1996 году "GG-CJB" совершил тур по России. А в планах — концерт у подножия одной из египетских пирамид…

Херби Копф (Herbie Kopf) — басист и композитор из Цюриха. В 16 лет начал самостоятельно изучать игру на гитаре. В 1982 году стажировался в Нью-Йорке и по возвращении из США создал просто невероятное количество авторских и совместных проектов: "Herbie Kopf Group", "New Deal", "Headphones", "Hip-Noses", "Mentalites", "Wiesendanger- Kopf- Renold Trio". Он много выступает в Швейцарии, пишет композиции для вышеупомянутых групп, активно гастролирует (туры по Бразилии, России, Прибалтике, Польше, Испании, Греции). Неудивительно, что в 1994 году решением муниципалитета Цюриха Копф был назван "Лучшим джазовым музыкантом года". Одна из влиятельнейших газет Швейцарии "Weltwoche" в августе 1995-го писала: "Херби Копф — один из наиболее плодовитых и универсальных музыкантов современного швейцарского джаза".

Роман Глазер (Roman Glaser) — композитор и флейтист. С 11 лет играет на фортепиано. Джазом увлекся во время учебы в школе джаза в Сент-Каллене. Затем изучал германистику и музыкальные науки в университете Цюриха. Более десяти лет активно участвует в различных проектах — от классики до джаза. Записал несколько CD и совершил туры в составах групп "Parrot Inc.", "Schlagart", "Jick The Rapper". Самые крупные проекты последних лет: цикл композиций "Hidden Creatures", исполненный на концерте в костеле Каунаса, и совместная с Копфом (бас) и Ренольдом (уд.) программа "The Three Sirenes".

Даниель Шенкер (Daniel Schenker) — наверное, наиболее романтично звучащий швейцарский джазовый трубач нового поколения. Окончил джазовую школу в Базеле; работал во множестве совместных проектов. Как участник группы "Hip-Noses" участвовал в многонедельном туре по Бразилии, где увлекся латиноамериканскими ритмами. По возвращению в Швейцарию участвует в различных проектах в стиле latin jazz ("Rodrigo Botter Maio Band" и "R.B.M. Acid Jazz Brasil Project").

Натанаэль Су (Nathanael Su) — этого цюрихского саксофониста с камерунскими корнями порой называют "швейцарским Дюком Эллингтоном". Для этого у него есть все: черный цвет кожи и профессиональная мягкая манера игры. Тем более такие сравнения участились после исполненной в этом году в цюрихском джаз — клубе "Moods" программы, посвященной 100-летию со дня рождения Эллингтона. "Cotton Tail" или "Sentimental Mood" Нэт сыграл так, как сыграл бы Эллингтон, живи он сегодня и будь ему 30 лет. Манеру импровизации Нэта можно определить как "рассудительная и элегантная": он исходит, в первую очередь, из соображения "не навреди". А потом, Нэт невообразимый романтик. И музыкой, без которой не смог бы прожить и нескольких дней, называет творения Бетховена.

Ханс Файгенвинтер (Hans Feigenwinter) — несмотря на свой молодой возраст, весьма авторитетный джазовый пианист. Его манеру отличает вообще свойственная всем швейцарцам лиричность и мягкость. (Слышали бы вы его композицию "Volga Dance"! — Прим. автора.) После окончания джазовой школы в Базеле Ханс стал участником множества джазовых и околоджазовых составов: GAS, ZAP, "Hans Feigenwinter Trio", "Hip-Noses".

Пять швейцарских джаз-фестивалей, на которых стоит побывать:

"Montreux Jazz Festival
" — 33 года подряд в этом одном из самых маленьких городов Европы проводится ее самый большой джазовый фестиваль. Побывать в Монтре хоть раз в жизни (пусть и по разные стороны сцены) мечтают как музыканты, так и фанаты. Здесь уже выступали Мишель Петруччиани, Оскар Питерсон, Джон Маклафлин, Кассандра Уилсон, Кэнди Далфер, БиБи Кинг, Джо Завинул, Херби Хэнкок, Эл Джерро… Стоит ли продолжать этот список — он грозит затянуться страницы на две… Каждым из этих имен поодиночке может гордиться любой фестиваль. Как и одним таким фестивалем вполне могла бы удовлетворить свои джазовые амбиции любая другая страна. Но не Швейцария, где даже в дилемме "количество-качество" в случае с джаз-фестивалями царит "золотая середина". Их здесь много, и превосходных…

"Lugano Jazz Festival" — в отличие от Монтре, тяготеющего к разнородной, в том числе и коммерческой музыке, в Лугано можно наткнуться на действительно любопытнейшие джазовые проекты. Фестиваль проводится с 1979 года, и за это время здесь выступал такой список звезд, что не стыдно и в Монтре похвастаться: Dizzy Gillespie, "Art Ensemble Of Chicago", Joe Henderson, Lester Bowie, Herbie Hancock, Michel Petrucciani, Dee Dee Bridgewater, John Mclaughlin's Mahavishnu Orchestra, The Ray Charles Orchestra, Keith Jarrett, Gary Peacock, Miles Davis, Tania Maria, Mike Stern—Bob Berg Band, Gonzalo Rubalcaba, "The Manhattan Transfer", Dianne Reeves, Horace Silver Quintet, John Abercrombie, Chick Corea, "Yellowjackets", Monty Alexander, Ray Anderson Lapis Lazuli Band, Courtney Pine, Al Di Meola... Думаю, достаточно!

"WillisauJazz Festival" — проводится ежегодно в последних числах августа. Представляет современные направления джаза; новые швейцарские проекты.

"Sommerlust" Schaffhausen Festival — скорее региональный фестиваль, что-то вроде литовского "Бирштонаса", основной целью делающий показ "своего" джаза на фоне качественного "чужого". Проводимый в сентябре, он — "сбор годового джазового урожая".

"Frauenfeld Jazz Festival" — новейший пример швейцарского правила "маленький город — большого фестиваль". Фестиваль, созданный по инициативе одного человека — джазового трубача, всего за пару лет оброс конференциями, симпозиумами, передвижными клубами, и все это, понятно, с приставкой "jazz".

Три джаз-группы, которые могут вам понравиться:

"The Clients Funk Society"
(Marco Figini (b.); Roland Philipp (sax); Peter Wagner (p.); Jean-Pierre Schaller (g.); Kaspar Rast (dr.)) — безумно стильная фанк-команда, стилистические пристрастия которой определяет уже само название.Композиции группы словно созданы для отрыва на ночных вечеринках: цепной, все нарастающей скорости ритм, любопытные гармонии, хорошо продуманные саксофонные партии и несомненная претензия на виртуозность басиста, лидера группы Марко Фиджини (записывался вместе с Mike Stern, Candy Dulfer, Scatman John). В группе собраны одни из лучших швейцарских музыкантов. И я абсолютно солидарна со швейцарскими СМИ, признающими "TCFS" — лучшей швейцарской фанк-группой.

"Hip-Noses"
была сформирована 10 лет назад для записи Херби Копфа на Швейцарском Национальном радио. (Herbie Kopf (b.); Daniel Schenker (tp.);Hans Feigenwinter (p.); Nathanael Su (sax); Rafael Woll (dr.).) Начиная с выпуска первого одноименного CD в 1991, группа ежегодно совершает туры по Швейцарии. В 1992 "H-N" представляли страну на международной выставке "Expo" в Севилье. В том же году был создан совместный проект с бразильской звездой Paulo Moura. А в 1995, после выпуска второго альбома "Gravitalitа", группа отправилась в турне по Бразилии (Рио-де-Жанейро, Сан-Пауло и т.д.).

Если в начале истории "H-N" играли европейский инструментальный джаз и фьюжн с элементами афро-американской музыки, то сегодня увлечены latin jazz, работами Hermeto Pascoal, Toninho Horta, Edu Lobo. Их последний компакт "Azul", записанный в цюрихском джаз-клубе "Moods", звучит очень даже по-бразильски: результат турне и сотрудничества с Bahiano Eduardo Nascimento. "H-N" благодаря своему суперактивному лидеру хорошо известны за пределами Швейцарии. Более того, с творчеством ее участников знакомы наши соседи, литовцы и россияне, по территориям которых прошел маршрут юбилейного турне группы весной 1999 года. За 10 дней "H-N" было дано около 10 концертов в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге (в "JFH"), Москве, Риге, Каунасе.

"Clandestin" — эта мультикультурная группа из Лозанны предлагает своим поклонникам окунуться в мир звуков джаза, этно и world music, hiphop и jungle. Такой вот коктейль! На последнем альбоме коллектива "Hear We Go" также заметно влияние на музыкантов стилей acid jazz и drum'n'bass.

Для того, чтобы представить сегодняшнюю ситуацию в швейцарском джазе "от первого лица", а значит, правдивее и полнее, корреспондент "JК" встретилась на фестивале "Kaunas Jazz'99" с швейцарским джазменом, трубачом Даниэлем Шенкером:

— Все имеет свое начало. Когда впервые швейцарские бэнды заиграли джаз? Есть ли в истории швейцарского джаза пионер, с которого эта история начинается?

— Впервые в Швейцарии стали слушать джаз в начале 40-х годов, когда американские биг-бэнды Дюка Эллингтона и Каунта Бейси гастролировали в Европе. Тогда же был основан оркестр Швейцарского радио, игравший свинг и джаз. После второй мировой войны многие американские джаз-музыканты так и остались в Европе, потому как тут джаз только набирал популярность, они имели большой успех, а значит, могли зарабатывать больше денег. Яркий пример — карьера Декстера Гордона в Европе. Из имен швейцарских джазовых музыкантов, регулярно выступавших в то время и бывших популярными, могу назвать следующие имена: Daniel Humair (ударные), Peter Frei (бас), Isla Eckinger (b.), K.T. Geier (b.), Hans Кeller (tp.), Andy Scherrer (ts.), Umberto Arlatti (tp.), Franco Ambrosetti (tp.), George Gruntz (p.).

Любопытное замечание: басист K.T.Geier, который в то время много выступал вместе с Декстером Гордоном и Четом Бейкером, сказал мне: "Как бы ни была увлечена джазом аудитория, этот бум был обречен с приходом в Западную Европу в 1964 году музыки "Beatles"...

— Сегодня мир охвачен модой на этно-джаз. Музыканты все чаще используют народную музыку своей страны. Швейцария — мультикультурная страна. Популярно ли у вас в странетакое направление?

— Швейцарская этно-музыка у нас не особенно часто используется. Я могу припомнить только какие-то отдельные клубные выступления групп, предпринимавших попытки использовать народные мелодии и инструменты для своих джазовых композиций.

— Что бы ты тогда назвал уникальной особенностью современного швейцарского джаза?

— Если быть честным, то никакой уникальности у нас нет. Есть оригинальные, известные всему миру именно как швейцарские джазовые музыканты: ударник Даниель Хумаир, трубач Франко Амбросетти, пианист и руководитель оркестра Георг Грунтц. Если говорить о какой-то этнической специфике джаза, то ее можно найти в творчестве тех музыкантов, что используют народные швейцарские инструменты — альпийский рожок, к примеру (Роберт Моргенталер).

— В истории Беларуси и России был период, когда джаз фактически запрещали. В истории Швейцарии было нечто похожее?

— Нет, этого не было никогда! Но на начальном этапе у нас тоже было много споров о морали джаза. Вот только на прошлой неделе мне в руки попала копия номера бернской газеты "Bund" от 6 декабря 1934 года с критической статьей на концерт Луи Армстронга. Автор ее писал: "И что вы думаете об этом: высокообразованная публика аплодирует негру, который — как мы полагаем — делает смешным наше человеческое достоинство..."

— "Типичного белорусского поклонника джаза" можно определить как человека, предпочитающего джаз-стандарты. Но в той же Литве более популярен фьюжн. Какое, по твоему мнению, направление джаза любимо большинством швейцарских джазфэнов?

— Могу назвать несколько наиболее характерных типов. Первые, а их больше всего, считают, что настоящий джаз — это диксиленды. Благо большое количество швейцарских диксилендов дает им повод так думать. В Швейцарии издается журнал "Jazz Time", анонсирующий все джазовые концерты в стране. Судя по этим анонсам, около 70% всех концертов дают именно диксиленды. На втором месте по количеству исполнителей и слушателей — джазовая классика и стандарты. Как правило, таков репертуар биг-бэндов. Итак, третье место — у новых концепций джаза, авангарда. Пусть у таких групп небольшая аудитория, но в Швейцарии есть программа государственной поддержки новых культурных явлений, в том числе и экспериментального джаза. Ну и на 4-ом месте — джаз-рок, который был очень популярен в 80-х и всем поднадоел.

— Но музыкальные симпатии музыкантов и слушателей не всегда совпадают. Какой стиль предпочитают выбирать музыканты для творчества?

— Музыканты, в основном, идут вслед за конъюнктурой. Есть тенденция все больше использовать этническую музыку, африканский, южноамериканский фольклор. Или скажем тенденция объединять джаз и изобретения танцевальной музыки —DJ-инг, сэмплеры, рэп, хип-хоп…

— Где, как правило, швейцарские джазовые музыканты получают образование?

— В джазовых школах (Берн, Люцерн, Cент-Галлен, Базель и Лозанна). Потом большинство стремится уехать в США, где поступают в колледж Беркли в Бостоне или в Манхеттенскую школу музыки в Нью-Йорк Сити. Но понятно, что все же ничто не научит лучше джазовой импровизации, чем сама импровизация, выступления на сцене, прослушивание дисков джазовых авторитетов.

— Какова вообще степень занятости швейцарских джаз-музыкантов в различных проектах?

— Заработать деньги, играя джаз в Швейцарии, — иллюзия даже для известных исполнителей. Еще большая иллюзия, добиться этого, играя только в составе одного коллектива! Так что большинство музыкантов преподают джазовую импровизацию, играют в составе своей группы, какого-нибудь биг-бэнда, ездят туда-сюда с концертами по стране и с гастролями, на фестивали за границу. Это дает какой-никакой результат.

— Какой швейцарский город можно назвать наиболее "джазовым"? Я имею в виду, какой город можно было бы назвать "швейцарской столицей джаза"?

— Швейцария настолько мала… Я бы сказал, что джазовая жизнь концентрируется в основном на четырех крупных городах: Цюрих, Берн, Базель, Люцерн. И плюс — те маленькие города, где проходят большие фестивали (Монтре, Виллисау).

— Представь, что ты встретил человека, понятия не имеющего о современном швейцарском джазе. Что бы ты предложил ему прослушать в первую очередь?

— На самом деле, такие люди встречаются мне довольно часто. Мой совет — начать с диска 1986 года "Крылья" трубача Франко Амбросетти и ударника Даниеля Хумаира (Franco Ambrosetti — Daniel Humair "Wings"), фортепианного трио Энди Шеррера (Andy Scherrer Cojazz), музыки с этническим влиянием от Ханса Кеннеля (Hans Kennel), легендарного "George Gruntz Concert Jazz Band".

— Традиционный вопрос нашего журнала: что известно тебе о белорусском или российском джазе?

— Я должен признать, что не вижу различия между белорусским или российским джазом, потому как очень редко слышал и тот, и другой… Я знаю, что у вас есть очень хорошие "медные" музыканты: Александр Сипягин, например, которого я слышал в Нижнем Новгороде.

Анастасия КОСТЮКОВИЧ


авторы
Анастасия КОСТЮКОВИЧ
страна
Швейцария
Расскажи друзьям:

Еще из раздела территории
Швейцария - терра инкогнита? Великобритания - Правь, Британия, джазом! Швеция - Карлссон, Свенссон, Стенсон, покорившие крышу джаза Нью Йорк - Заметки о джазовом Вавилоне
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com