nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Светлана Славкович - джаз цыганских кровей

стиль:

Светлана Славкович - джаз цыганских кровей
Признаюсь, я просто в восторге от этой девушки. Судите сами. Сербская красавица с капелькой цыганской крови. Титулованная звезда югославской эстрады: обладательница Гран-при "Славянского базара'97", Первой премии "Eurofest'97", премии "Mak-Fest'97", Первой премии "Голос Азии'97". Студентка Белградского университета, изучающая японский язык и литературу. Удивительно чувственная исполнительница джаза, этим летом презентовавшая свой первый CD "Tajna" - сплав фолка и поп-рока. И все это один человек - Светлана Славкович (Svetlana Slavkovic).

Когда в Одессе я подошла к Светлане с просьбой об интервью, то думала, что буду говорить с лучшей, на мой взгляд, исполнительницей моей любимой сербской народной песни "Ласточка", принесшей победу Светлане на "Славянском базаре". И только в ходе самого интервью мы вдруг обе узнали, что нас объединяет еще одна общая страсть - джаз...

- Светлана, можно узнать, как и когда ты стала певицей?

- Это была случайность. В моей семье никто не занимался музыкой, но я всегда была среди музыки. Моей первой музыкальной школой были радио и проигрыватель пластинок. Сколько себя помню, слушала музыку, записывала тексты песен на испанском, русском, английском языках. И, на слух заучивая мелодии, услышанные по радио, пела сама. Когда я училась в средней школе, началась моя любительская карьера певицы: я стала выступать в школьном бэнде. Но началом моей профессиональной деятельности стала "случайность по имени Филипп Жмахер" (обладатель Гран-при "Славянского базара'95". - А.К.). В то время я переехала из Нового Сада в Белград, где поступила в университет. И оказалась абсолютно одинокой в этом большом городе, где мне было ужасно грустно. Но в один прекрасный день я познакомилась с Филиппом, который буквально взял меня за руку и со словами "Все, хватит грустить!" отвел в биг-бэнд Лазара Кошича. С этого дня началась моя профессиональная карьера вокалистки. Мне было тогда 18 лет...

- То есть ты начала с исполнения джаза?

- Да. Это совпало со временем джаз-бума в Югославии - начало 90-х годов. Лично для меня джаз не стал минутным увлечением: большинство пластинок, прослушанных и выученных мною в детстве, были именно джазовыми. Это записи Эллы Фитцджеральд, Сары Воан, Билли Холидей. И к 19-ти годам у меня был уже довольно большой джазовый репертуар. Я всегда старалась петь не под кальку, а импровизировать, делать "скэт". Хотя, может быть, именно тогда как музыкант я еще не доросла до сложной джазовой гармонии. Но, поскольку не знала нот, то невольно импровизировала. Знаешь, во мне, кроме славянской, течет еще и цыганская кровь. Поэтому я (наверное, интуитивно) никогда и не в чем не могла себе позволить фальшивить: ни в любви к джазу, ни в его исполнении. Сегодня я могу сказать: начав с джаза, с исполнения джазовых стандартов, мне теперь в музыке ни один стиль не страшен. Джаз - это огромный труд. По сей день я читаю джазовые партитуры, распеваюсь джазом, продолжаю изучать джазовую гармонию. Джаз - моя любовь. Я отслеживаю всю джазовую жизнь в Югославии: фестивали, телепередачи... Сама я принимала участие во многих джаз-фестивалях. Но сегодня в Югославии серьезно заниматься только джазом было бы абсурдно. Где-то в 1994 году волна джазмании у нас спала так же внезапно, как и появилась. Не стало джазовой публики... Все-таки джаз - это музыка для довольной жизнью души. А в Югославии идет война...

- Но ты ведь по-прежнему включаешь в свой репертуар джазовые композиции?

- Я уже довольно долго занимаюсь поп-музыкой, и в моей карьере джаз отошел на второй план. Но время от времени у меня случается джазовое настроение и как следствие - джазовые выступления вместе с квинтетом Йована Майоковича. Мы даем концерты в крупных городах, а наш репертуар состоит как из джаз-стандартов, так и довольно сложных по технике экспериментов. Я считаю джаз очень интеллектуальной музыкой. Соул, к примеру, подразумевает больше эмоций. А джаз невозможно хорошо исполнять, если ты ничего в импровизации не смыслишь...

- Расскажи, пожалуйста, о сегодняшней джазовой жизни в Югославии...

- Югославский джаз имеет очень хорошую музыкальную традицию, чего, к сожалению, нельзя сказать о югославской джазовой публике. Сегодня у нас проходит три больших джаз-фестиваля: в Белграде, Вальево и Новом Саде. В Белграде и Новом Саде есть прекрасные биг-бэнды, которые не дают угаснуть традиции проведения подобных фестивалей. Кроме того, что эти фестивали становятся площадками для выступления биг-бэндов, не забывается и экспериментальный джаз. Его, как правило, исполняют довольно молодые музыканты. Наша интеллектуальная молодежь ездит учиться в Европу и Америку. К примеру, бывшие студенты привозят из Беркли знания джазовой школы. Они возвращаются в Югославию с хорошим базисом и желанием делать что-то новое. Самые интересные эксперименты в сегодняшнем югославском джазе - это комбинации народной сербской музыки и джазовых гармоний.

- Значит, Югославию не обошла стороной мода на джаз-фолк?

- Да. Этническая музыка совершила настоящий прорыв и в поп, и в рок и в джаз. Думаю, началось это давно - еще в 30-е годы с довольно простых комбинаций. До сегодняшнего дня все, кроме этнической музыки, музыкальные вдохновения себя изжили. А народная музыка так и осталась бездонным и богатейшим колодцем вдохновения.

- Как ты думаешь, есть ли смысл предлагать тот же сербский джаз-фолк в экспортном варианте на Запад?

- Я могу сказать, что нам - славянам - незачем пытаться заново изобрести или (еще хуже!) - скопировать соул, блюз, черный джаз и заново предлагать его Америке. Это будет всего лишь second hand. А вот наш джаз-фольк - единственный и неповторимый. Он в состоянии заинтересовать слушателя другой национальности своей новизной и экзотичностью. Думаю, за этой музыкой будущее.

Признаться, я мечтаю побывать на каком-нибудь джаз-фестивале в Беларуси или в России и, может быть, даже принять в нем участие...

- Сердечно приглашаем! Думаю, успех твоему выступлению просто гарантирован.

Анастасия КОСТЮКОВИЧ


авторы
Анастасия КОСТЮКОВИЧ
музыкальный стиль
мэйнстрим
страна
Сербия
Расскажи друзьям:

Еще из раздела интервью с вокалистами
Тина Кузнецова - В фольклоре отражается вся человеческая жизнь Stephanie Nakasian - Семейный портрет в джазовом интерьере Dennis Rowland Hedvig Hanson - Северная звезда
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com