nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Зигмас Вилейкис - фестиваль в Бирштонасе

стиль:

Зигмас Вилейкис - фестиваль в Бирштонасе
"Литва – самая джазовая республика СССР". Постулат советских времен, возведенный до ранга лозунга. Факт, вошедший в джазовую мифологию, ставший притчей во языцех и порядком утомивший частотой цитирования. Все так. Но Литва – все же джазовая. И все еще ОЧЕНЬ джазовая. И самый ЛИТОВСКИЙ джазовый фестиваль – это, конечно, самый старый, самый первый, самый любимый из всех здешних джаз-фестивалей –"Бирштонас".

Это очень большая смелость – проводить фестиваль исключительно местного джаза, литовского в данном случае. Далеко не каждая страна–хозяйка мировых джаз фестивалей может похвастаться фестивальной сценой, выставляющей из года в год, в основном, свои местные джазовые проекты: то проектов не хватает, то фестивалей. В Литве достаточно своего джаза и есть "Бирштонас", на сцене которого принято начинать джазовую карьеру и – нет, не заканчивать, – а последним концертом выводить на смену новое поколение, своих приемников. Так что сами понимаете, что такое "Бирштонас" для джазовой Литвы...

Да вот еще: скажем, вот перед вами человек 1980 года рождения. Юнец! А джаз фестиваль из того же года? Ветеран. Причем, если вспомнить, через какие "военные" годы пришлось ему пройти,—ветеран с боевыми наградами. Но все же "Бирштонас" в ряду литовских джаз-фестивалей больше напоминает доброго, умудренного опытом дедушку со своими домостроевскими традициями, старыми альбомами с фотографиями всех внуков и бесконечнымивоспоминаниями…

А во главе этого "седовласого фестиваля" – сильный и энергичный мужчина с таким воинственно-победным, как у викинга, именем Зигмас Вилейкис. Который, увидь он эти строки, наверняка, попросил бы умерить "высокий штиль", ибо не раз повторял: "Не люблю и не хочу для себя "портрета в золотой рамочке"…

Обещаю: рамочку золотить не стану. Потрет и без нее интересен…

-- С 1972 по 1977 год я учился в Клайпеде в филиале Вильнюсской государственной консерватории (сейчас она называется Академией музыки). Изучал литовский язык и литературу, а также режиссуру. А всеми тогдашними моими друзьями были известные сегодня литовские джазмены: Малинаускас, Арвидас Йофе, Витаутас Грубляускас, Саулис Шаучулис, Стяпас Янушка. Пранас Нарушис руководил в то время диксилендом клайпедского факультета, конферансье которого я был.

В то время Бирштонас был еще более маленьким городком, чем сейчас: в нем проживало что-то около 3 тысяч человек. А когда я поехал в Бирштонас и был назначен заведующим отделом культуры Бирштонасского культурного центра, мне было 25 лет. Ну чем занимаются завотделом? Хорами, библиотеками, музеями, самодеятельностью. Мне хотелось чего-то большего… Я был знаком с Людасом Шальтянисом—профессиональным музыкантом, пианистом, композитором и музыкальным критиком, который когда-то руководил джазовым оркестром "Огни Нямунаса". И вот Людас, я и мой друг Витаутас Кабашинскас встретились как-то в Паланге и там – за разговорами – приняли решение сделать вместе что-то новое и необычное. Нам пришла в голову мысль: "Джаз"… И что? А то, что я вступил в новую должность 1 февраля 1980 года, а 1 ноября этого же года мы уже открыли в "Бирштонасе" первый джаз-фестиваль.

-- Почему Вы приняли, согласитесь, довольно необычное по тем временам решение – делать именно джазовый фестиваль?

-- Потому, что когда тебе 25 лет и ты самый молодой завотделом, то не хочется сразу опускаться в бюрократическую рутину. Все еще хочется дышать свободой. Мне джаз всегда нравился—это свободная музыка. Так что я решил попробовать сделать фестиваль именно джазовой музыки. Идею такого фестиваля в Литве до меня пробовали осуществить в Вильнюсе, но ничего не вышло. В Каунасе не нашли человека, который мог бы этим заняться. В Клайпеде тоже не получилось… И, как я сейчас думаю—20 лет спустя: только в таком маленьком городке, как Бирштонас, спрятанном в петле Нямунаса, можно было что-то такое сделать…

Все такого рода инициативы и решения в советские времена нужно было согласовывать с партийными деятелями. И я пошел к парторгу. "А что такое джаз?"—"Ну, это такая тихая музыка, которую в темноте играют". – "Ну, если в темноте, и тихая – это хорошо"… В мае, когда мы принимали окончательное решение о проведении фестиваля и его сроках, то даже забыли, не вспомнили, что 1-го ноября в Литве отмечаетсяДень всех умерших, праздник почитания предков. И немного испугались, что фестиваль попадает на такую дату большого народного праздника. Но в парткоме нас только успокоили: "Чего вы боитесь? Наоборот, хорошо, что люди отвлекутся от пережитков".

Помню, мы пришли за разрешением к министру культуры: "Ребята, нужна "шапка" для вашего фестиваля, чья-то цитата". Я поискал у Брежнева. Ясно, что ничего Брежнев не говорил ни про джаз, ни про джазовый фестиваль, но я ему помог немного. Я взял такую цитату из Брежнева: "свободное время советского человека – это богатство,… и его надо развивать разными формами". И прошло! Фестиваль разрешили!…

Потом встал вопрос, кого пригласить? И пианист Тыну Найсоо из Эстонии стал нашим первым гостем. Самый первый фестиваль длился всего два дня. Первые декорации для сцены были сделаны из полиэтилена. Денег на что-то серьезное не было. Команда звукорежиссеров была та же, что и сейчас, но никакой серьезной аппаратуры не было…

-- А какая в первые годы была фестивальная публика?

-- Надо признаться, что публика рванула на фестивальные концерты. Билеты в то время приобретались по заявкам. Выдавался такой джазовый абонемент сразу на все концерты фестиваля. Помню случай, что в обмен на один комплект билетов город получил возможность закупить цемент, которого хватило нам на год! Просто так билеты достать было невозможно, только по спискам. Постепенно нашим фестивалем заинтересовались работники КГБ. В 1984 году разразился настоящий скандал: советские панки перепутали город проведения своего фестиваля. Они слышали, что в каком-то курортном литовском городке будет фестиваль панков, и приехали вместо Тракая в Бирштонас. На входе в наш концертный зал стояли люди из КГБ и интересовались у меня: "А как Вы собираетесь различать, кто панк, а кто джазмен?"…

В 90-е годы, как раз в те дни в конце марта, когда Язов ввел танки в Вильнюс, в Бирштонасе шел очередной фестиваль. И ведущий, выходя на сцену, не только объявлял, кто будет дальше выступать, но и что происходит сейчас в Вильнюсе, что занята прокуратура, парламент и т.д. Но даже в том году нам удалось привезти очень интересный коллектив из Швеции "Friedrich Noren Band".

-- В программе четырех крупнейших литовских джаз-фестивалей – Бирштонас, Каунас, Вильнюс и Клайпеда – очень заметна определенная направленность каждого: литовский джаз, коммерческий джаз, авангардный… Был какой-то негласный договор о подобном разделении сфер джазового влияния или это само собой получилось?

-- Начну вот с чего: ты заметила, что первые буквы имен директоров трех литовских джаз фестивалей—Jonas ("Kaunas Jazz"), Antanas ("Vilnius Jazz"), Zigmas ("Birstonas")—складываются в слово JAZ?!

В первоначальную задумку Людаса Шальтяниса входила идея как бы разделить Литву на сферы влияния нескольких джаз-фестивалей. В 1986 году я и моя команда поняли и ясно ощутили, что уже не можем вместить все интересные джазовые проекты в рамки одного только фестиваля в Бирштонасе. И тогда Антанас Густис вывел альтернативный джаз на сцену Вильнюсского джаз-фестиваля, вокальный джаз остался на фестивале в Паневежисе, Йонас Ючас и Каунасский джаз-фестиваль взяли на себя в то время джаз-рок… Давняя идея сделать фестиваль в Паланге, курортном городе на берегу Балтийского моря, так и не реализовалась. Зато прижилась она и осуществилась на Клайпедском джаз-фестивале. Я думаю, что на сегодня Литве больше джазовых фестивалей уже не надо. Теперь надо поднимать уровень существующих фестивалей. Эти фестивали трудно сравнивать: смета "Бирштонаса" 100 тысяч литов (около $25 тысяч), а "Каунас Джаза" около 1 миллиона литов (около $250 тысяч). Даже если бы я и приглашал таких звезд, как Дэйвид Сэнборн, то не смог бы удовлетворить их бытовым требованиям. Поэтому наш фестиваль всегда будем ориентироваться в первую очередь на литовский джаз.

-- Сам город, Бирштонас, сильно изменился за годы фестиваля?

-- За эти 20 лет сменилось уже несколько поколений. В этом году меня поразил такой факт: все студенты из Бирштонаса, что учатся в ВУЗах по всей Литве, приехали в Бирштонас на дни фестиваля. Они выстроились в очередь перед моим кабинетом и сказали: "Шеф, если нужна помощь, мы готовы. Мы гордимся своим городом: надо будет собирать мусор или любая другая помощь – мы готовы. У нас есть город и фестиваль, которыми мы гордимся".

Мне все чаще в последнее время говорят после фестиваля: "Ты заметил, как выросла за эти годы публика?!" Выросла по качеству, а не по возрасту. Я рад, что у меня публика молодая. Мне всегда жаль именно молодых людей, которые не могут купить билет за 210 литов (около $52) на многие концерты, скажем, "Kaunas Jazz' a".

-- То замечательное здание, в котором проводится фестиваль, строилось специально как площадка для фестиваля?

-- Это здание уже было, когда я приехал в Бирштонас! Представляешь, оно было построено 20 лет назад! Так как Бирштонас в то время имел статус всесоюзного курорта, тогдашний мэр города (да и нынешний тоже—он остался прежним) смог на совместные деньги Москвы и Вильнюса в таком маленьком городке построить такой большой концертный зал на 600 мест, в котором могла разместиться чуть ли не половина всех жителей города.

-- Почему решено было проводить фестиваль раз в два года?

-- Очень просто. Литва не такая уж большая, и не так уж много у нас джазовых премьер и новых коллективов. Те музыканты, которых ты все время можешь видеть на джаз-фестивалях, повседневно редко играют джаз: зарабатывают на жизнь они, чаще всего, играя поп. И еще при жизни Людаса Шальтяниса мы решили: чтобы каждый фестиваль был интересным, чтобы на нем были премьеры, не стоит часто его проводить. Когда чего-то не хватает, больше начинаешь это ценить. По нашему мнению, фестиваль литовского джаза, проводимый раз в два года, как раз успевает показать все самое новое и интересное, что появилось за это время на джазовой сцене Литвы. Ни разу не слышал пока что от литовских музыкантовсетования: "Жаль, что "Бирштонас" проходит не каждый год!"

-- Насколько я знаю, оформлением буклетов и созданием афиш фестиваля все 20 лет занимается один и тот же человек?…

-- Да, Римвидас Кепежинскас. Давным-давно мы абсолютно случайно с ним встретились и подружились. В то время он был молодым мало известным еще графиком… Я один из директоров джаз-фестивалей в Литве культивирую в афишах своего фестиваля чистое искусство плаката. Мы не помещаем на плакаты рекламу и торговые марки спонсоров. Плакаты–афиши "Бирштонаса" можно хоть сейчас посылать на любую выставку плаката и за них не будет стыдно. Того же самого принципа я придерживаюсь уже много лет в оформлении сцены: главное — сам фестиваль, его логотип, и только потом уже рекламные плакаты спонсоров. В этом смысле я никогда не был согласен с оформлением сцены ни Вильнюсского джаз-фестиваля, ни Каунасского. Я думаю, что раз искусство создается на сцене, значит и в самом оформлении сцены должно присутствовать искусство.

Именно фестиваль "Бирштонас" уделяет всегда большое внимание выставке джазовой фотографии в рамках фестиваля. К каждому новому фестивалю я разыскиваю новую экспозицию: вот в этом году Альгимантас Александравичуссоздал целую серию фотопортретов "Литовские джазовые мастера". И мы решили выставить эту фотоколлекцию в практически полном ее объеме. Потом, в холле нашего Бирштонасского центра культуры в дни фестиваля всегда можно увидеть выставку плакатов — афиш прошлогодних фестивалей.

-- Как на сегодняшний день Вы сформулировали бы концепцию фестиваля "Бирштонас"?

-- Концепция не изменилась и, наверное, я ее не стану менять: я по-прежнему буду пропагандировать традиционный джаз, всегда буду выставлять биг-бэнды – практически никакой другой джаз-фестиваль в Литве этого не делает так планомерно, с таким постоянством. В концепцию моего фестиваля заложена пропорция, что 75% от его участников должны составлять литовские исполнители и группы. Я всегда буду стараться приглашать гостей в первую очередь из соседних Литве стран: Латвии, Эстонии, Дании, Беларуси, Польши и России. Теперь хочу добавить в список постоянных гостей моего фестиваля джазовые коллективы из городов-побратимов Бирштонаса: например, норвежский город Бикле оплатил расходы по приглашению на фестиваль трио Арильда Андерсена в 1998 году. Замечательный был концерт!

-- Как родилась идея именно на сцене фестиваля "Бирштонас" вручать Гран-при лучшему джазовому музыканту Литвы?

-- Она пришла к нам в головы еще в советские времена, когда модны были всякого рода соцсоревнования, и принято было что-то вручать лучшему барабанщику, лучшему трубачу и т.д. Но как искать "лучших" в области одного инструмента в такой небольшой стране, где, например, на сегодня есть только два джазовых трубача и третий подрастает? Я помню, как обиделся на нас замечательный пианист Кестутис Лушас, когда мы дали Гран-при не ему, а Гинтасу Абарюсу. И мы от такого подхода отказались: стали вручать Гран-при фестиваля тому литовскому джазовому музыканту, который, по нашему мнению, создал за последние два года наиболее интересный джазовый проект. И очень хорошо, что решение, кому давать Гран-при принимает только организатор фестиваля, то есть я, директор фестиваля. Я советуюсь, но никто мне не указывает и не приказывает… Критерий только один: что музыкант сделал за два года, какой альбом записал, где и как представлял Литву, какой у него сейчас уровень популярности и т.д. Пока никто на меня серьезно не обиделся. Гран-при нашего фестиваля получили уже Владимир Чекасин, Артурас Анусаускас, Скирмантас Саснаускас и Дайнюс Пулаускас в этом году. В принципе, все лидеры литовского джаза имеют уже Гран-при "Бирштонаса".

-- Были ли случаи в истории фестиваля, чтобы один музыкант несколько раз становился обладателем Гран-при "Бирштонаса"?

-- Нет! Правда, в самом начале, еще в 80-х годах мы вручали одну и ту же деревянную статуэтку саксофониста. И вот ее трижды получал Пятрас Вишняускас. Теперь мы решили никогда не повторяться. И также не повторяются теперь сами призы: создавая статуэтку Гран-при, мы теперь учитываем при ее создании, кому именно будем ее вручать. В этом году Дайнюсу Пулаускасу вручили стилизованную фигурку золотого кита с клавишами вместо зубов. Еще для меня очень принципиально, чтобы приз не был денежным. Человек, который занимается искусством, должен получать в награду искусство.

-- За всю историю фестиваля, какой концерт по-настоящему запал Вам в душу, какой чаще всего вспоминается?

-- Я всегда переживаю и болею, прежде всего, за самых молодых. Я знаю, что звезды всегда выступят хорошо. Вот и на нынешнем фестивале для меня лучшим был концерт учеников музыкальной школы им. Балиса Дварионаса. Когда ты видишь такое будущее, то веришь, что Литва будет и дальше джазовой страной. Мне хочется, чтобы в Литве было больше хороших джазовых музыкантов, чтобы была преемственность поколений, когда на сцене играют вместе отец и сын. На сцене "Бирштонаса" есть такая преемственность: у нас выступали Витаутас и Людас Моцкунасы, Пятрас и Доминикас Вишняускасы, Римантас и Мейнардас Бразайтисы. Вот когда я это вижу, то думаю про себя: теперь можно спокойно умереть, потому что есть, кому продолжать мое дело. У меня есть снимок 1982 года, на котором Людас Моцкунас сидит на коленях у отца в 7-м ряду и смотрит концерт, а на снимке 1988-го года он уже сам стоит на фестивальной сцене!

Что касается памятного концерта, мне вспоминаются выступления эстонского пианиста Тыну Найссоо: он был на самом первом фестивале и потом в 1988 году. Вспоминая его выступления, я до сих пор удивляюсь и восторгаюсь, как один скромный и тихий человек безо всякого шума в камерной атмосфере способен сделать то, чего не сделает ни один биг-бэнд! Я всегда в программе фестиваля оставляю место для таких камерных сольных выступлений, каким был, например, в этом году сольный фортепьянный концерт Артураса Анусаускаса… А еще я вспоминаю самый последний в Литве концерт легендарного состава "ГТЧ", который состоялся именно на сцене "Бирштонаса" в 1986 году.

Как я люблю повторять в связи с 20-летней историей джаз-фестиваля в Бирштонасе: "Просто совпало, что в хорошем месте хорошие люди встречаются раз в два года, чтобы послушать хорошую музыку"...

Знаешь, я не люблю и не хочу для себя "портрета в золотой рамочке". Восхищаться искусством можно и не зная имени автора. Поэтому я не лезу вперед моего фестиваля и тех музыкантов, что выходят на его сцену. За время проведения "Бирштонаса" поменялось пять министров, пять комиссаров полиции, пять заместителей мэров, пять ксендзов, а из моих коллег по отделу культуры поменялось, наверное, процентов 90. Но те, что делали джаз – остаются…

Анастасия КОСТЮКОВИЧ


авторы
Анастасия КОСТЮКОВИЧ
страна
Литва
Расскажи друзьям:

Еще из раздела интервью с другими
Michael Ricci - джаз в Интернете ( allaboutjazz.com ) Давид Голощекин - Philarmonic Jazz Hall News Jason Koransky - DownBeat forever.. Мгновение джаза Павла Корбута
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com