nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Один день в саду "Эрмитаж" (фестивальные заметки)

стиль:

Один день в саду  Эрмитаж  (фестивальные заметки)
Выбор пал на субботу 25 августа и, судя по всему, я не прогадал : самая интересная программа из 3-х дней фестиваля гармонировала с благодатной погодой, когда на время даже солнышко появилось, чтобы осветить( напрашивается "освятить") это традиционное действо, проходившее уже в 15 раз в самом центре Москвы.

Итак, я в "Эрмитаже", среди множества узнаваемых лиц, которые не часто увидишь, например, в Архангельском на "Усадьбе - джаз". Оно и понятно: ехать туда далеко, акцент все больше сползает на молодую часть аудитории, да и нет этой камерной атмосферы, как здесь, в небольшом саду, чудом уцелевшем в наступающем со всех фронтов урбанистическом пейзаже.

И здесь на ум приходит мысль, что джаз - это уже не "музыка толстых", а музыка "седых и поживших". Ничего уничижительного (тем паче, что я и сам лет на 15 всего моложе этих достойных людей). Да и объяснение простое: так уж сложилось, что музыка на этом фестивале, как бы, "во-вторых". А, во-первых, - это "вечер встреч" старшего поколения, где радость, объятия, поцелуи и долгожданное общение, зачастую где-то в парке не близко от сцены.

А что же музыка? Как бы то ни было, но она тоже интересна здесь. Нет стилевых рамок, хотя все это - настоящий джаз по сравнению, скажем, с "Усадьбой". Фестивальный день устроен очень плотно, перерывы минимальны, да и понятно : на"пленэре" не может быть антрактов.

Первый ансамбль"классического джаза" саксофониста и кларнетиста Валерия Киселева с музыкой 30-40-х годов. Музыка умело аранжирована и отнюдь не попахивает "нафталиновым" вариантом. Отмечаешь, как искусно можно пользоваться всего двумя духовыми, чтобы передать саунд оркестров тех лет. Духовики прекрасно передают стиль, пианист ни в чем не уступает ярким духовым. Сидишь - и накатывает такая приятная "расслабуха", когда нога непроизвольно стучит на вторую долю... Чу! Что-то темп поплыл, "загоняют" ребята... Ну,это ж наш родной, не американский коллектив. Хорошая музыка, но немного не фестивальная. Впрочем, время не стоит на месте. Даже гиганты джаза сегодня "грешат" заигрыванием с публикой. А может все правильно: возврат к "Золотому веку" джаза с его танцевальностью и демократичностью?

Зато следующий ансамбль саксофониста Сергея Головни - это уже круто. Очень современный, энергичный и хитрый джаз. Саксофонист - выше похвал: почти совершенное владение и инструментом, и нюансами, и стилем. Международный уровень. Пианист Яков Окунь - не нуждается в особых комментах, а папа его уже отдыхает( фигурально выражаясь)... Авторские пьесы лидера интересны и джазово аутентичны. Очень прочувствованно звучит пьеса Эллингтона Prelude To A Kiss, этакая"супербаллада", то есть темп очень-очень-очень медленный, когда трудно сохранить драйв. Но он есть!

Ансамбль вибрафониста Флипа Филиппа из Австрии. Наверное, хороший, современыый европейский джаз. Слишком европейский и сплошь - авторский. Трудно за что-то зацепиться слухом. Темпы в основном навязчиво быстрые. Солисты хорошие: вибрафонист, органист и гитарист. Музыкальная ткань очень вязкая, внутри нет "воздуха", сплошной ковер звука. Ну,это мое ИМХО. Что до народа, то он "на ура" воспринимал эту музыку. Правда, к этому времени запасы пива и прочего алкоголя в местных буфетах явно поубавились.

Конечно, и вполне ожидаемо, лучшим оказался квинтет из США, заявленный, как ансамбль трубача (флюгельгорниста) Алекса Сипягина - нашего бывшего земляка, который прошел путь от Ярославля, через Гнесинку, в один из лучших оркестров Америки - биг-бэнд Чарльза Мингуса, оркестр не только воскрешающий музыку великого басиста, композитора и творца, но и созданный (если не ошибаюсь) когда-то на основе музыкантов, игравших с Мастером. (Пару лет назад говорили, что Алекс стал зятем самой Тошико Акийоши. Может сплетня? Тем более, "у них" так все нестабильно... Да, я вроде отвлекся, а ведь собирался о музыке писать).

О музыке. Я, конечно, сидел (вижу себя со стороны) с отвисшей челюстью: настолько погрузился в их музыку. Суперсовременный джаз, очень непростой, но...понятный, благодаря жесткой ритмической основе. Джаз порою агрессивный, порою гипнотический. Солисты - все хороши. Пианист - прекрасно известный нам Дэйв Кикоски, чаще кажется бывающий в Москве, чем за океаном. Великолепный, точный музыкант, в каденциях "поднимающийся до высот" академической музыки. Он тут - самый старший по возрасту, как папа, а может - дедушка. Молодой саксофонист Шеймус Блэйк: о технике говорить как -то недостойно, понимаешь, почему наши оттуда возвращаются, или не едут туда. Впрочем техника тут не главное, - "главнее" звук. Звук - что-то уже слышанное, но еще совсем новое: исключительная плотность, без шероховатостей, без хард-боповского "зуда". Как клинок!

Алекса Сипягина мы слышали за последние годы не раз. Вчера переслушал его альбом 2006 года " Prints", тот же Кикоски, но есть и гигант саксофона Крис Поттер. Хвалить Сипягина...Трудно найти какие-то адекватные похвалы уже мастеру. Современный джазовый музыкант по большому счету: звук, техника, мелодический язык...

К слову: могут же эти американцы из тех же инструментов (например, рояль уж точно на сцене не менялся) добыть совсем другие тембральные звуки, и все в свою пользу! То же можно и о контрабасе сказать (правда он менялся), на котором играл другой наш бывший соотечественник Борис Козлов, который работает вместе с Сипягиным и в квинтете, и "у Мингуса".

Points of interesting (типа, что "в сухом остатке"). Вручение именных, с названием "Чет Бэйкер", часов Алексу Сипягину от спонсора фестиваля, швейцарской фирмы "ORIS", которая, помимо прочего, выпускает "модельный ряд" джазовых часов с именами собственными.

Что еще? То, как австрийцы после выступления уносили со сцены электроорган и вибрафон - ох, нелегкое это было дело! Все-таки джазмены - люди не от мира сего!

Андрей КАНУНОВ

фото (на сцене - ансамбль Валерия Киселева) предоставлено автором


авторы
Андрей КАНУНОВ
страна
Россия
Расскажи друзьям:

Еще из раздела фестивали 2011 - 2012 года
Saulkrasti Jazz - 2012 Фестиваль "Геометрия: 10 лет правильной музыки" Jazz in Kiev 2011 Sydney International Women's Jazz Festival
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com