nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Jazz Карнавал в Одессе' 2004

стиль:

Jazz Карнавал в Одессе' 2004 "Ах, что такое движется там…?!"
(Леонид Утесов, "Пароход")


Еще Леонид Осипович Утесов высказывал предположение, что один из видов джаза - диксиленд - зародился в конце XIX века на одесских свадьбах и уж потом "неизвестно каким евреем" был завезен в Америку... И пусть официальная наука о джазе утверждает обратное, мол, родина диксиленда—на юге США в Новом Орлеане, откуда он и распространился по всему миру. У одесситов на все—свой особый взгляд! Отрадно, что сегодняшняя Одесса не только гордится своими джазовыми традициями, связанными с эпохой Утесова, но и зарождает новые. Как, например, традиция каждый сентябрь проводить свой пестрый и шумный "Джаз-Карнавал в Одессе".

В последние годы Украина активно стала выходить из "джазовой тени": ежегодно здесь проводится как минимум три крупные джаз фестиваля: донецкий "ДоДж", крымский "Джаз Коктебель" и собственно "Джаз-Карнавал в Одессе", впервые в 2001 году воплотивший в жизнь лозунги "Одесса—родина джаза" (Леонид Утесов) и "Не дадим джазу умереть на его родине" (Михаил Фрейдлин и Юрий Кузнецов).

Именно продюсеру фестиваля Михаилу Фрейдлину принадлежит идея проведения "Джаз-карнавала", за считанные годы превратившаяся в прибыльный брэнд, который со следующего года даже планируется экспортировать в другие города и страны. Музыкальный руководитель карнавала—выдающийся музыкант-импровизатор, пианист с мировым именем, основатель одесского "Клуба Высокой Музыки" Юрий Кузнецов. Почетный президент фестиваля—неподражаемый Михаил Жванецкий.

"Неподражаемость"—вот сущность одесского джаз-фестиваля! Здесь все делается по-одесски, и повторить это в точности можно было бы, если бы была вторая такая же Одесса. Дубликат этого города, как мы знаем, в природе просто невозможна! Ну, разве можно где-то еще организовать концерт на рынке Привозе, во время которого джазовые музыканты импровизировали бы вместе с торговцами южными овощами, черноморскими кефалями и семечками?! Или где еще выпадет счастье поиграть джаз рядом с Утесовым, пусть и бронзовым, памятник которому установлен в Городском саду на Дерибасовской? Или сыграть джаз на площади перед знаменитым красавцем Одесским оперным театром?! Нет, это возможно только в Одессе!

Джазовое настроение – вот второй "конек" одесского джаз-карнавала! Вам не передать словами то ощущение абсолютной гармоничности этого города с этой музыкой! Это что-то невероятно! Тем более, что усилиями организаторов "джазовое настроение" задается в городе уже за несколько дней до открытия форума, когда на одесских улицах появляется особый транспортный маршрут – "Джазоход": открытый экскурсионный старинный трамвайчик с диксилендом на борту, курсирующий по двум трамвайным маршрутам города все фестивальные дни. А в дни самого фестиваля уличные джазовые акции (концерты на открытых площадках и парады) идут час за часом, неутомимо не давая забыть городу, его жителям и гостям, что в эти дни важнейшим из всех искусств для нас является Джаз! В последнее время Джаз-Карнавал сменил символику: теперь это труба, стилизованная под "джазоход"-пароход, плывущий по волнам в ритме знаменитого хита Леонида Уесова "Пароход"—все это очень по-одесски!
Программа джаз-карнавала разделена на филармоническую и уличную, и только в последний день в ходе грандиозного четырехчасового джаз-марафона гала-концерта на площадке перед Одесским оперным театром герои улиц и филармоний, мэтры и начинающие джазмены наконец-то встречаются на одной сцене и сливаются в едином джазовом экстазе, на деле доказывая верность еще одного рожденного в Одессе лозунга-постулата: "Джазу—мир, миру—джаз!"...

Из несомненных находок и плюсов фестиваля хочется отметить проведение в рамках проекта "Миллион улыбок" благотворительной акции для детей-сирот и воспитанников школ-интернатов Одессы и Одесской области – концерт на сцене филармонии детских джаз-коллективов – лауреатов международных джазовых фестивалей "Звезды детского джаза". Вы бы видели глаза детей на сцене и в зале!!!

К разряду неудавшихся задумок можно отнести молодежную акцию "The Future Sounds Of Jazz". Проект предусматривал синтез джаза и электронного грува, но по факту в наличии имелось лишь неоправданное чередование выступлений приверженцев обоих направлений, в котором не слышалось ни "future", ни какого-либо единения. И если организаторы фестиваля хотят привлечь в свои ряды прогрессивную молодежь, по каким-то причинам отставшую от мирового джазового движения, им следовало бы не пытаться методом досадных ошибок изобретать велосипед, а просто перенять передовой опыт: в Москве и Вильнюсе на джазовые вечеринки в ночных клубах не пробиться – там это научились подавать модно и привлекательно.

Переходя непосредственно к рассказу про события концертов основной фестивальной программы, сразу отмечу, что стилистическая и профессиональная шкала участников порой напоминала морские волны, причем далеко не в безветренный день. И если стилистическую эклектику еще можно оправдать идеей карнавальной калейдоскопичности, то уж факт выхода на сцену коллективов, солисты которых банально не попадают в ноты,—этому нет названия иного, кроме как "грубый прокол", ошибка организаторов, несомненно, подрывающая репутацию фестиваля. Но давайте обо всем по порядку…

День первый.

Итак, три дня главной фестивальной площадкой была сцена Одесской филармонии. Здесь 23 сентября стартовал первый джаз-карнавальный концерт, продлившийся, кстати, дольше четырех часов. (Опять же, опытные организаторы фестивалей давно отказались от такой утомительной продолжительности действа!). На сцене—легенда советского джаза, пианист Леонид Чижик, больше десяти лет живущий в германском Мюнхене. Дополнительную значимость его выступлению на джаз-карнавале предавал факт его сотрудничества с великим одесситом Леонидом Утесовым, в оркестре которого Чижик работал в конце 60-х годов.
Некогда Леонид Чижик слыл "революционером": именно он в начале 70-х годов первым из советских джазменов добился права выступать на филармонической сцене! Именно он одним из первых в СССР стал смело импровизировать с классикой, представляя публике свои авторские джазовые обработки Моцарта и Чайковского.

С тех пор прошло более 30 лет. Одесский концерт Леонида Чижика показал, что его пианистическая техника все так же безупречна, что классика по-прежнему входит в сферу его интересов как аранжировщика, работающего в стиле crossover, соединяющем классическую музыку и джаз, и что… мысли его сегодняшних импровизаций без труда можно найти в его же собственном музыкальном наследии. И ничто тут не ново, не удивительно, не свежо… К тому же к наследию Моцарта обращались уже и Бенни Гудмен, и Фридрих Гульда, и Чик Кориа, и Бобби МакФеррин, и Кейт Джаррет… То есть тропинка сама по себе совершенно утоптанная, и, блуждая по ней, Чижик не сказал ничего, чего не сказали ранее другие.

Была исполнена с Одесским камерным оркестром п/р Игоря Шаврука вариация на тему ля-мажорной сонаты Моцарта для фортепиано и струнного оркестра, две соло импровизации на темы Чайковского и одна авторская тема. Далее был дуэт с Юрием Кузнецовым: две темы для импровизации, которые, по мнению авторитетов, были исполнены явно неудачно (слишком "тяжелый слог" взял Чижик), и только благодаря уступчивости и импровизационному таланту Юрия Кузнецова не попали в категорию "провала". Так или иначе, выступление Леонида Чижика стало событием, но хейдлайнером нашего фестивального рейтинга его, увы, назвать нельзя…

Во втором сете играло интернациональное (Германия, Украина, Израиль) трио: саксофонист Хайнц Грюнберг, контрабасист Сергей Макаров и барабанщик Алик Фантаев, известный по "Er J Orchestra". Звучал некий вариант пост-бопа, мало интересный в своих находках, но вполне добротный по технике. Лично я вынесла из этого концерта понимание, что Грюнберг – неплохой профессиональный молодой саксофонист, в меру изобретательный и с хорошим, плотным звуком. Он умеет дать публике то, что она любит—красивые соло и высокотехничные саксофонные пассажи. Но опыт этой "любви" был получен в ночных клубах, где чаще всего играет трио, и странно было видеть коллектив такого уровня на основной, тем более—филармонической, сцене, да еще после выступления как-никак самого Леонида Чижика. В общем, как поется в одной песенке: "Я не поняла!"

Дальше – больше! Третий сет – на сцене электрическое трио Арсена Шомахова "Регтайм", играющее чистой воды блюз-рок. Отлично играющее, бесспорно, но мы ведь на джазовом фестивале, не так ли? Как говорится, "хорош Федот – да не тот!". Есть, конечно, в мире фестивали в Монтрё и North See Jazz, лихо мешающие в одном котле поп, рок, джаз, блюз и world, но стоит ли на четвертый год проведения джаз-карнавала пытаться надеть их большую шапку? Время покажет… И, кстати, именно время – было уже близко к полуночи – помешало многим зрителям дослушать это выступление до конца: выдержать четыре часа музыки в довольно душном зале смогли только самые выносливые…

День второй.

Концерт открывает польский квартет Адама Пьероньчика и Петра Войтасика, состоящий из саксофониста (Адам Пьероньчик), трубача (Петр Войтасик), контрабасиста (Адам Ковалевски) и барабанщика (Гжегож Гжиб). С первых же аккордов становится понятно, что перед нами – тот самый наш долгожданный фестивальный фаворит. Что польская джазовая школа все также находится на самых передовых позициях в Европе - и в плане оригинальности, и мастерства, и его преемственности. И квартет Пьероньчика-Войтасика – "сливки" подобных тенденций.

Адам Пьероньчик признан одним из лучших и самых оригинальных музыкантов польской джазовой сцены. Еще в 1997 он был номинирован на музыкальную премию Fryderyk как лучший джазовый музыкант года, удостоился высокой позиции в ежегодном рейтинге журнала Jazz Forum как "Надежда польского джаза". Затем были награда Союза Польских Музыкантов как "Артисту Года" и признание авторитетной "Gazetoj Wyborczej" "одним из пяти самых влиятельных джазовых музыкантов в Польше ХХI столетия".

Петр Войтасик наряду с легендарным Томашем Станьком признается одним из лучших трубачей Польши. В конце 80-х он сотрудничал с группой Young Power, осуществившей кардинальный переворот на тогдашней польской джазовой сцене. До 2001 Войтасик был лидером собственного квинтета из звезд нового поколения польского джаза, таких как Мацей Сикала, Славомир Куркевич, Кшиштоф Дзедзиц и Томаш Шукальски. А теперь вот—в составе квартета с одним из лучших контрабасистов Польши (Адам Ковалевски) и одним из самых востребованных джазовых барабанщиков (Гжегож Гжиб).

Высочайший класс джаза – красивая, умная музыка, наполненная эмоциями и сильнейшим внутренним напряжением, которую хотелось слушать еще и еще, при этом разгадывая, как ребус, все ходы и закоулки незаурядной музыкальной мысли участников квартета, как композиторской, так и исполнительской. Для тех же, кто падок на "взбитые сливки"—легкие и сладкие, квартет припас удобоваримый десерт: вооружившись парой листов с "нотами" и "текстом", парни зажигательно исполнили некий загадочный фанковый речитатив из звуков "у"—"а", и так задорно подхваченный публикой, что стало ясно: теперь-то все слои слушателей в зале этим нехитрым приемом охвачены и очарованы. Вот и чудесно!

Во втором сете на сцену филармонии вышел состав, ставший, несомненно, самой громкой сенсацией фестиваля – вокальный секстет Jazz Expromt. Это один из первых а'капельных коллективов на Украине, у истоков создания которого стоял недавно скоропостижно скончавшийся Владимир Михновецкий – лидер и вдохновитель блистательного ManSound'a. Этот факт в истории Jazz Expromt, вероятно, и сыграл злую шутку с организаторами джаз-карнавала, позднее признавшихся, что пригласили они секстет "в слепую", не слышав последних выступлений и записей, полагаясь на былую его репутацию. В итоге, кто имеет уши, услышал и спасался бегством. Прочие, только что рукоплескавшие польскому квартету с тем же азартом аплодировали вокалистам Jazz Expromt, попросту не попадавшим в ноты. Как это возможно?!

Несколько скрасило горечь знакомства с украинским вокальным джазом инструментальное Jazz Ahead Trio ветерана австрийского джаза, саксофониста и флейтиста Хайнца фон Херманна, представившее программу из джазовых стандартов. Эдакий добротно и вполне артистично сыгранный хрестоматийный мейнстрим: "Come Rain Or Come Shine", "Airegin", "Basin Street Blues"… Только вот стрелка часов опять неуклонно бежала к полуночи. Ну, вы понимаете…

День третий.

Открывать концерт согласно анонсам должен был страстный фламенко-джаз в исполнении "Guitar Duo" испанского гитариста Эдуардо Ньебла и мексиканца Хуго Элицальде. Страсть была, фламенко кажется тоже, но вот джаз?... На деле была исполнена достаточно качественная инструментальная музыка с латинским колоритом. Если этого достаточно, то почему тогда было не пригласить того же вездесущего Дидюлю – он играет то же и так же. Если не быть капризным клиентом именно "джазового ресторана", то слушать этот дуэт, конечно, было приятно: звук, скорость, настроение, структурные пассажи, перкуссия на гитарных корпусах—все есть, все умело, все красиво. Нет только и намека на джаз ни в манере игры гитаристов, ни в их музыкальных биографиях, почему-то пестрящих словами "поп" и "рок". С чего бы это вдруг, раз они играют фламенко-джаз: неужели никто раньше об этом не догадался?!

Во втором сете – легкая отдушина: чешское трио Mind The Step басиста Павела Якуба Рыбы любопытно было услышать как минимум по трем причинам. Не так часто удается услышать представителей чешского джаза; за свои заслуги перед бас-гитарой в 2000 году Павел Якуб Рыба стал одним из десяти знаменитостей, приглашенных немецкой компанией Warwick в почетные презентаторы и теперь играет только на Warwick, сделанных на заказ; и третье – недавно Рыба записал совместный альбом с Майком Стерном, а это тоже много стоит.

Трио Рыбе составили саксофонист Петр Альберт Венкрбец и перкуссионист Иржи Коллман. Все вместе они играют прямолинейный и качественный джаз-рок. Играют весело и зажигательно, предпочитая эффектные ходы, самокопанию и выворачиванию душ слушателей на изнанку. Приятно, что услышанное не походило на чешскую копию ни Майка Стерна, ни Маркуса Миллера: техничность Рыбы, который умело развивает на бас-гитаре и басовые, и гитарные линии, органично дополняет страстность и оригинальный подход к звукоизвлечению опытного джаз-рокового перкуссиста Колмана и легкое сумасшествие альт-саксофониста Венкрбеца, который издает звук вроде бы совершенно обычный, невыдающийся, но, кажется, именно он дает трио импульсы для нетривиальных импровизаций, так сказать "почин" в этом деле. Признаться, с удовольствием приобрету диск этого трио в свою домашнюю коллекцию.

Третий сет – бесспорные хэдлайнеры фестиваля и лидеры нашего рейтинга: Dainis Pulauskas Sextet из Литвы – сегодня, к счастью, любителям джаза этот коллектив долго представлять не нужно. Это уже бренд, стиль, знак качества и залог приятно и с пользой для ума проведенного времени на концерте. В Одессе секстет предстал в несколько измененном составе: во-первых, трубача сменил гитарист, усилив роковый элемент в джаз-роковой стилистке музыки; во-вторых, не смог приехать один из лучших саксофонистов Литвы Витаутас Лабутис и за саксофоны "отдувался" один только Римантас Бразайтис.

Представлена была программа с нового альбома "Colours", а также хиты с прошлых альбомов, такие как удивительно зажигательная для литовцев "Samba" и даже была одна "премьера"—композиция, ранее исполнявшаяся только однажды. Удивительно, как от альбома к альбому Пулаускасу, сохраняя свое фирменное звучание и бесспорное узнавание композиций, удается открывать все новые и новые ходы в четко ограниченном лабиринте, выстроенном им же самим! Как талантливой он обыгрывает все тембровые сложности, заставляя свой синтезатор быть то совсем "синтетичным", а то "звенящим" в тембре флейты, плавно переходя от электроники к таким живым и теплым соло на рояле. Все безумно сложно, красиво, умно. И это, бесспорно, тот музыкант и та группа, которая останется не только в отдельно взятой фестивальной истории одесского джаз-карнавала, но и истории европейского джаза. Итак, последний концерт фестиваля все-таки дал публике возможность соприкоснуться с гениальностью и настоящим живым духом европейского высококачественного джаза – спасибо!

В целом программа фестиваля оставила очень смешенные чувства. И в последний фестивальный день, когда на открытой сцене перед Оперным театром вышагивал марафонские дистанции опять-таки ультра-эклектичный гала-концерт, мне вспомнилось открытие фестиваля, когда призванный украсить "торжественно-официальную часть" почетный президент Одесского джаз-карнавала Михаил Жванецкий сказал коротко, но емко, напророчив фестивалю в одной шутке сразу две "беды": "Теперь, когда солисты уехали, а аккомпаниаторы играют соло, мы будем слушать передовой джаз, тот, что позади планеты всей". И как в воду глядел.

P. S. "… Ах, не солгали предчувствия мне,
Да мне глаза не солгали…" (Леонид Утесов, "Пароход")

Анастасия Костюкович


авторы
Анастасия КОСТЮКОВИЧ
страна
Украина
Расскажи друзьям:

Еще из раздела фестивали 2002 - 2004 года
Джаз фестиваль имени Олега Лундстрема в Тольятти ДоДж # 2004 Первый Международный Джазовый Звезды и мы - Фестиваль в Петрозаводске
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com