nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Interkantonale Blasabfuhr - Вывоз авангарда в отходы

стиль:

Interkantonale Blasabfuhr - Вывоз авангарда в отходы Насколько же прав, однако, оказался известнейший немецкий знаток джаза Йоахим Эрнст Берендт, который еще в конце 70-ых смело обронил в одной из статей: "Сегодня все стало авангардом". Так вот походя он поставил крест не только над собственно явлением искусства ХХ века, но и над самим термином. Теперь уже просто невозможно даже предположить, что имеет в виду тот или иной коллега по перу, употребляя слово "авангард". "Авангард по отношению к чему?" — недоумевал Берендт.

В этом смысле три концерта в Беларуси швейцарской группы "Interkantonale Blasabfuhr" подтвердили: авангард остался таковым только по отношению к самому себе.

Этот коллектив существует уже достаточно долго, но вот гастрольную деятельность начал сравнительно недавно. Ранее музыканты чаще всего играли просто на улицах, поскольку их музыка практически не требует усилительной аппаратуры. Это — нечто вроде брасс-квартета с приданными ему ударными: труба, тромбон, саксофон, туба. Поскольку игра на улице требовала чем-то выделиться среди прохожих, сначала было придумано игривое название, в котором слово "blas" соединило в себе два других: "glass" (cтекло) и "brass" (духовые). Если к этому добавить вторую часть названия, которая означает вывоз стеклянного мусора, то становится понятным и сценический образ квинтета. На концертах его участники появляются на сцене в ярко-оранжевых костюмах, которые по фасону почти полностью соответствуют робам дорожных рабочих. Ко всему прочему, рядом с барабанами возвышается дорожный знак — треугольник с изображением стоящего в яме саксофониста.

Всего этого, пожалуй, уже достаточно для того, чтобы получить представление о возможном авангарде в исполнении сборной швейцарских кантонов.

Вместе с тем три изданных альбома полного представления об образе квинтета таки не дают, а сама музыка без ее видеовосприятия должного впечатления не производит. Да, этих уборщиков стеклянно-духового мусора нужно еще и видеть, поскольку они — парни веселые и колоритные, шоу устроить на сцене для них — столь же затаенная мечта, как и для многих наших сограждан — вернуться в СССР.

Показательная была в этом смысле композиция "Прогулка на мотоциклах", во время которой духовики выбежали в зал в тот момент, пока барабанщик Марко Кэппели демонстрировал сольное мастерство. Да и все прочие пьесы из достаточно обширного репертуара исполнялись в движении с определенными элементами постановки. Во всяком случае, саксофонист Рене Видмер имеет все задатки шоумэна: отлично владеет инструментом, совершенно отвязанно поет и при этом единственный из всего состава носит оранжевый фрак. Чего только стоит одна из его шуток: "Мужчина может быть двух видов: или мертвый, или влюбленный. Сейчас я буду петь вам про любовь". После чего музыканты тонко и с юмором исполнили нечто такое, что напоминает псевдонародный городской романс.

Однако если подойти к музыке коллектива с точки зрения классического джаза, то такового у "Blasabfuhr" обнаружится не столь много. Ибо порой даже в пределах одной пьесы музыканты настолько смело играют с ритмом, что просто трудно уловить, когда, собственно, свинг умирает и появляется в своей новой жизни уже под именем фри. В музыке квинтета есть место и для польки-веселухи, и для марша, и для блюза. А на третьем своем альбоме музыканты и вовсе демонстрируют нечто вроде танцевального брасс-хаус. Наиболее же показательна пьеса "I Can't Ethno", вошедшая во второй альбом 1992 года, в которой после вступления в ярко выраженном восточном стиле духовые вдруг начинают буквально цитировать известнейший шлягер "Rolling Stones".

И сыграны они просто здорово, по звучанию ансамбль — нечто образцовое. Их барабанщик — самый опытный, пожалуй, музыкант коллектива — создает очень надежную ритмическую базу, на которой только что и остается, как легко играть то, что хочется. А хочется швейцарцам совмещать самый разный музыкальный материал и в результате такого сбивания коктейля получать оригинальный продукт. И у них это получается, поскольку данный коллектив запоминается как группа единомышленников — эдаких музыкальных хулиганов, которые владеют мастерством настолько хорошо, что обидеться на них просто невозможно.

При этом не нужно думать, что они всего только хохмят. Нет, и классику джаза эти швейцарцы знают вполне прилично. Пользуясь их приездом в Беларусь по линии Общества культурных связей с заграницей, Класс-клуб прокатил музыкантов в Могилев и Витебск, а в Минске устроил то, о чем давно уже мечтал. В ресторане "Ностальгия" была собрана клубная вечеринка, где немногочисленных присутствующих ублажали "Яблочный чай" и гости. После концертной части они познакомились в джеме, и швейцарцы показали, что стандарты они не только знают, но и исполняют достойно. А так как и наши "чаи" все-таки тоже настоящие музыканты, вскоре джем перешел в застольный вариант с уже чисто профессиональным разговором. Пускай эти коллективы исполняют совершенно непохожую музыку, но музыкантам из разных стран всегда интересно поговорить на свои темы.

А концерт "Blasabfuhr" состоялся уже на следующий день. В дальнейшем Класс-клуб предполагает устраивать подобные спаренные мероприятия — клубное и концертное выступления — ежемесячно.

А так своим посещением Беларуси швейцарские музыканты остались очень довольны. Их, правда, смутил тот факт, что ни в Могилеве, ни в Витебске зрители почему-то, хоть и живо реагировали на музыку, вытрясти из квинтета "бис" не захотели. Но в Минске оранжевым парням бисировать пришлось без лишних намеков публике. Да они просто классно играют! Тот, кто посмеет отнести музыку этого швейцарского ансамбля к авангарду, будет глубоко не прав и даже смешон: если в этой музыке живет авангард, то чего, скажите, боялась тогда брежневская идеология? Этой вот невинной, чистой и веселой музыки, которая если и отдает каким-то экспериментом, то напоминает он скорее оживленную авангардную панихиду по умершему авангарду. И всего-то!

Дмитрий ПОДБЕРЕЗСКИЙ

1997г.

Фото — Олег КРАСНОВ


авторы
Дмитрий ПОДБЕРЕЗСКИЙ.
музыкальный стиль
авангард
страна
Беларусь, Швейцария
Расскажи друзьям:

Еще из раздела концерты до 1998г.
Наваждение. Czeslaw Niemen в Минске в 1976 году Johnny Thompson singers - Потрясающие американцы Сергей Антишин - Многорукий Антишин
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com