nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Maris Briezhkalns - Бесконечный ритм

стиль:

Maris Briezhkalns - Бесконечный ритм ...Мы ведем разговор в тихом и уютном кафе Старой Риги. Иногда, в плавно текущей беседе, делаем паузу – раздается нежная трель мобильника. Марис необычайно занятый человек. Сегодня наиболее востребованный барабанщик. Лидер джазового квинтета. Руководитель отдела звукозаписи на Латвийском радио, ведет и преподавательскую работу. Он в менеджменте "Центра современной музыки", а с 2001 года еще и директор Международного фестиваля "Рижские ритмы".

Знакомы мы с Бриежкалнсом много лет. Еще с той поры, когда в середине 70-х в Риге открылся джаз-клуб и начали проводиться джазовые фестивали "Ритмы лета". В нем всегда подкупала интеллигентность, доброжелательность, деловитость...

Только что завершились 5-ые, уже ставшие традиционными, "Рижские ритмы" и я прошу Мариса напомнить как все начиналось, как родилась идея проведения этих фестивалей.
– Должен сказать, я всегда понимал: джаз требует от исполнителей высочайшего мастерства. Ведь не случайно, например, Фрэнк Синатра приглашал на записи своих песен джазовых звезд: Квинси Джонса, Рея Брауна, Лайонела Хемптона... Однако, музыканты высокого класса с неба не падают. Их надо готовить, создавать среду для их роста. Как-то, отправляясь на концерты за границу, я долго не мог найти себе замену в оркестре Латвийского телевидения и радио, где постоянно работал. Все мои кандидатуры отклонялись. В конце концов все разрешилось. Но стало ясно: необходимо готовить молодежь. И тогда с коллегами- барабанщиками Раймондом Калниньшом и Талисом Гжибовским мы стали проводить в Саулкрасты джазовые фестивали Drums Summer. Кроме концертов, основной акцент делался на организацию мастер-классов. В качестве педагогов выступали известные зарубежные джазмены. Вскоре увидели плоды своего труда – появилось несколько молодых, интересных барабанщиков. Когда Drums Summer окреп и набрал силу мы решили с партнерами разделиться: я взялся за организацию фестиваля "Рижские ритмы".

Уже первый фестиваль "Рижские ритмы" был проведен Бриежкалнсом и его командой на достойном уровне. Яркие исполнители из разных стран, мастер﷓классы по ударным инструментам, фортепиано, вокалу... Четкая организация концертов, джем-сешн, пресс-конференций.

Спрашиваю Мариса о роли барабанщика в оркестре, какими качествами он должен обладать, насколько сложно исполнять разный ритм одновременно двумя руками и двумя ногами, и что делать, если вдруг в процессе игры выпадают или ломаются палочки, заедают педали, отказывает "хай-хет"...

– Во-первых, у барабанщика должна быть душа. Во-вторых, есть такое выражение "мама оркестра". Это о нас. Мы первыми приходим на репетиции, концерты и последними уходим. Ведь пока соберешь-разберешь ударную установку... Постоянно одному напоминаешь: "смотри не опаздывай", другому-"не вздумай выпить"... Барабанщик настоящий дирижер и генератор оркестра, человек, на которого всегда можно положиться. Твой мозг должен быть чистым, необходимо трезво мыслить. Что-то покурил, выпил и все... В звучании бэнда все сразу слышно. Надо стараться находиться всегда в хорошей физической форме. Устал, нездоров, играешь вяло, без подъема, и это сразу сказывается на игре оркестра.
Безусловно, одновременно исполнять руками и ногами разный ритм не так просто, над этим надо серьезно и кропотливо работать. Проблема - все контролировать. Занимаясь с учениками вижу: все у парня идет хорошо, однако, как только прошу его изменить ритм, начинаются проблемы. И тогда убеждаешь молодого человека в необходимости много времени заниматься индивидуально. Конечно, черным музыкантам легче. У них есть преимущество, данное природой. Другие эмоции, ритмы... А сколько у африканцев разнообразных ударных инструментов! Сотни. У нас - четыре, пять. Однако, выдающихся барабанщиков среди белых не меньше, чем среди черных: Джин Крупа, Бадди Рич, Мел Льюис, Луи Белсон... А если во время игры что-то ломается или отказывает – не волноваться. Надо продолжать играть. Хоть и одной палочкой. Ведь оркестр играет и ритм не должен останавливается. Во всех случаях надо выходить из положения. Помню, как-то на "Рижских ритмах", перед дневным концертом на пароходике "Миссисипи", обнаружилось – забыли привезти малый барабан. Что делать? А уже отошли от причала и поплыли. Но мы из этой ситуации сумели выкрутится. И без него наши американские гости играли замечательно.
Прошу своего собеседника вспомнить о первых шагах в музыке и почему из многих инструментов он выбрал именно барабаны...

– Я вырос в Сигулде. Чем мы там только не увлекались. Как-то организовали в школе небольшой ансамбль, а мне предложили сесть за барабаны. Много времени мы отдавали и спорту. Я имел спортивные разряды по пяти дисциплинам в легкой атлетике. Летом играли в футбол, баскетбол. Зимой - хоккей, лыжи, прыгал с трамплина Все мои увлечения совмещались лет до 15-ти. Затем музыка стала брать верх. После окончания сигулдской музыкальной школы продолжил учебу в училище Язепа Мединя по классу ударных инструментов. Стал играть в Сигулде в эстрадном оркестре Яниса Раславса. В начале 70-х мы постоянно принимали участие в лиепайском фестивале эстрадной музыки Liepajas Dzintars и каждый год вели жаркую дуэль с известным оркестром "Октава" из Каунаса. Дважды обойдя литовцев мы занимали первое место. Крутой поворот в моей жизни произошел в 75-ом, когда мне предложил работать в оркестре легкой и эстрадой музыки Латвийского телевидения и радио его руководитель Алнис Закис. Я согласился, понимая, что теперь мне придется трудиться во много раз больше, чем прежде. В те годы в оркестре играли лучшие джазовые музыканты Латвии. Должен честно сказать, до переезда в Ригу джаз особенно не волновал мою душу. Мы в Сигулде толком и не знали его, не понимали и не слушали. По-настоящему познакомился с джазом только в оркестре телевидения и радио. В его составе было несколько джазовых групп: биг-бенд Гунара Розенберга, трио и квинтет Раймонда Раубишко, октет Эгила Страуме. И везде роль барабанщика отводилась мне. Много играя, я постепенно познавал джаз, одновременно понимая, что в это же время происходит и мой творческий рост, как музыканта. В 77-ом с октетом Страуме мы объездили всю Россию, записали одну из первых в Латвии джазовых грампластинок – "Фиеста". Очень много и серьезно работал в трио Раубишко, часами репетируя в джаз-клубе. Раймонд был глубоко проникнут джазом и сотрудничество с ним - бесценная школа. На фестивалях в Ленинграде, Архангельске, Новосибирске нас принимали по статусу звезд: горячо благодарили за игру, рассыпали комплименты... Только работая в оркестре телевидения и радио мы, в те годы, имели возможность выступать и за рубежом.

И я предлагаю Марису поделиться воспоминаниями о самых значительных на его творческом пути зарубежных выступлениях...
– Незабываемой оказалась поездка в 87-ом в составе ансамбля Раймонда Раубишко – Гунара Розенберга на родину джаза в США. Интересные встречи, концерты вместе с Гровером Вашингтоном. На всю жизнь остались в памяти и двухнедельные выступления секстета Раубишко в знаменитом джазовом клубе Ронни Скотта в Лондоне. Уже в первый вечер мы услышали одобрительные слова в свой адрес. Но представляете, с кем мы там вместе играли! Каждый вечер в клубе работали два ансамбля. Первый час играл один, второй час – другой и затем, еще раз, каждый по часу. Так вот первую неделю, кроме нас выступал в клубе и легендарный американский ансамбль Jazz Messengers Арта Блеки, а вторую – квинтет Джона Хендерсона. Вот это была школа для всех нас! Мы много и интересно общались со звездами мирового джаза. По завершению работы в клубе нам предложили, отправиться на представительный фестиваль на Кубу. Но переполненные эмоциями, уставшие от ежедневной работы до трех ночи, мы хотели только одного: скорее вернуться домой в Ригу. Еще раз с суровой жизнью профессиональных джазменов нам пришлось столкнуться на престижном фестивале в финском городе Пори. Как участники мы рассчитывали не только выступать, но хотелось и послушать многих знаменитостей. Однако, нас загрузили по полной программе: вы артисты и приехали не слушать, а работать. И хорошо работать - за это вам платят деньги, вы живете в отличном отеле, получаете прекрасное питание... И все же нам удалось послушать и поиграть на одной сцене с Арт Фармером, Сесил Тейлором и другими известными музыкантами.

Встречи музыкантов на фестивалях – это замечательно. Но меня интересует, почему Бриежкалнс крайне редко принимает участие в джем-сешн...

– Как и концерт, "джем" должен быть хорошо продуман. Ведь это общение, разговор музыкантов, обмен идеями... Но когда у сцены стоят в очередь с десяток музыкантов и, получив соло стараются сыграть его как можно в более быстром темпе и главное погромче, слыша только себя – это не джем-сешн. Мне не нравятся музыканты играющие с каким-то старым мышлением. Давай, давай свинг, только свинг... А ведь в джазе всегда должна быть новизна, неожиданность, яркие краски. Он всегда должен удивлять. Вот об этом я и говорю своим ученикам.
Мне интересно, что думает умудренный опытом музыкант о публике приходящей сегодня на концерты джазовой музыки. Изменилась ли она за последние годы?

– Конечно, публика изменилась. В основном на концерты приходит молодежь. Образованная, у которой много источников информации: новые диски, радио, интернет... И все же, живую джазовую музыку у нас не ценят так как за рубежом. В той же Эстонии публика очень заинтересовано идет слушать джаз. В Таллине постоянно много финских туристов. Думаю и это играет свою роль. Эстонцы постоянно проводят интереснейшие фестивали, концерты и всегда у них аншлаг. Продюсеры часто звонят нам, предлагая интересных исполнителей. Вспоминаю, как несколько лет назад в маленьком эстонском городке Пярну выступала всемирно известная вокальная джазовая группа Manhattan Transfer. Нам ее тоже предлагали, но мы взять не рискнули. К сожалению, у нас не всегда полные залы собирают даже знаменитые джазмены.

Прошу Мариса рассказать о работе на радио, о музыкальных проектах сезона...

– Латвийское радио получило инвестиции и у нас сегодня самая лучшая студия звукозаписи во всей Балтии. Невероятно хороший звук. Мы заключили много договоров с разными группами, оркестрами, солистами. Записываем и саундтреки для фильмов.
Весной провели, в очередной раз, джазовый конкурс для молодых исполнителей стран Балтии Sony Jazz Stage, а в июле состоялось главное действо сезона: 5-ый международный фестиваль "Рижские ритмы". По сложившийся традиции, на фестивале каждый раз выступают известнейшие исполнители из разных стран. В прошлые годы публика получила огромное удовольствие от встречи с непревзойденным мастером губной гармошки Тутсом Тилемансом, трубачом Тэд Керсоном, пианистом Майком Де Ферро, вокальным квартетом New York Voices, певицами Ли Гибсон, Нормой Уинстон, Сесиль Верни, Патти Остин выступавшей с биг-бендом ВВС... В этом году на фестивале блистали органист Джой ДеФранческо, трубач Джеймс Моррисон, афро﷓американская вокалистка Мэнди Гейнс. По завершению "Ритмов лета" наш квинтет (Марис Бриежкалнс – ударные, Денис Пашкевич - тенор﷓саксофон, Виктор Ритов – фортепиано, Андрис Грунте – контрабас, Интарс Бусулис – вокал, тромбон) второй год подряд выступали на фестивале в Пори. Что дальше? Много интересных проектов и на ближайшее время...
Но об этом говорить уже будем завтра.

На снимке Марис Бриежкалнс
Фото Сергея Буданова

Валерий Копман

Jazz-Квадрат, №6/2005


авторы
Валерий КОПМАН
музыкальный стиль
мэйнстрим
страна
Латвия
Расскажи друзьям:

Еще из раздела барабанщики, перкуссионисты
Tata Guines – мастер звуковой логики William Hooker - Маргинальный барабанщик Chick Webb - Маленький гигант большого джаза Армен "Чико" Тутунджян - Барабаны судьбы
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com