Scott Fields Ensemble / Stephen Dembski - Sonotropism
05.03.1997
Скотт Филдc, один из наиболее радикальных новаторов и конструкторов фри-джаза, заметил как-то, что полное освобождение импровизирующего музыканта — это предельная черта, за которой дальше уже идти некуда. Американец Стефен Дембски пытается проложить дорогу дальше, за предельную черту, в неведомое.
"Мне пришло в голову, — говорит он, — что эволюция классической тональной организации в джазе тоже происходит, только быстрее". Таким образом, Дембски пытается представить нам "постсерийную музыку".Заметим, правда, что, в отличие от стройной системы серийности Арнольда Шенберга, идеи Дембски гораздо более туманны и многословны (на конверте присутствует довольно пространная статья с объяснением автора своей концепции).Возможно, Дембски имеет некоторое право на серьезные музыкальные заявления: его музыкальная биография косвенно подтверждает такую эволюцию.
Начав музыкальную карьеру в качестве пианиста-вундеркинда и исполняя поначалу только классику, он очень много играл в рок-н-ролльных командах. Потом занялся джазом, постепенно переиграв все возможные стили, параллельно продолжая заниматься современной академической музыкой. Сегодня он профессор Висконсинского университета, где преподает классическую композицию, принимает активное участие в ряде нью-йоркских организаций, занимающихся современной экспериментальной музыкой. И его приход в радикальный фри-джаз, который смыкается с интуитивизмом Штокгаузена, достаточно закономерен.
На диске представлена одна большая композиция под названием "Сонотропизм" — надо понимать, что этот термин Дембски предлагает для обозначения своей звуковой теории — и несколько коротких пьес. Автору в исполнении помогает небольшой коллектив, в котором присутствуют сам знаменитый Скотт Филд (Scott Field) — гитара, Мэрилин Криспелл (Marilyn Crispell)— фортепиано, Ларри Очс (Larry Ochs) — сопрано- и тенор-саксофоны и МаттТернер (Matt Turner) — виолончель.
Все композиции записаны во время концерта и, конечно же,являются абсолютной спонтанной импровизацией без заданной тональности и ритма. Несмотря на имеющиеся длинные соло, это прежде всего коллективная музыка, где исполнители слушают друг друга и выдерживают ансамбль. Автор, кажется, намеренно выбрал сочетание инструментов с предельно далекими, несливающимися тембрами. Электрогитара, фортепиано и саксофон, даже если играют в унисон, все равно будут ярко различимы в общем звучании. Таким образом, мы имеем пять инструментов, яростно играющих атональный фри-джаз вместе и параллельно друг другу. Довольно тяжелое испытание для слуха и музыкального интеллекта. Но как художник-кубист, разъявший пространство на геометрические объекты, заставляет зрителя проделать в голове обратную работу — собрать из обломков целое и таким образом нарисовать картину в своем воображении, так Стефен Дембски предлагает слушателю набор музыкальных обломков, чтобы посмотреть, сможет ли последний как-нибудь с этим справиться. Проверь свой IQ, попробуй собери.
Анатолий Вапиров издавна интересовался всякой экзотической музыкой,совмещая при этом собственные интересы со стилистикой фри–джаза, находя порой оригинальнейшие решения, которые еще долго являлись предметом горячихспоров и дискуссий. Переехав в ...
Музыкальная биография у Дона Престона богатейшая: в пятидесятых–шестидесятыхон играл на контрабасе в составах Элвина Джонса, Юсефа Латифа, Дона Эллиса,Нат Кинг Коула и Томми Флэнегана, на фортепиано с Херби Мэном и в биг–бэндеу того же Эллиса, ...
Весьма оригинальный проект. На джазовом поле встретились джаз и классика. Классическую сторону представляет ансамбль тромбонистов "Five"под руководством Сергея Гусятинского. Этот состав существует с 1989 года,почти все его участники имеют ...
Уже из фотографий на обложке альбома (слева направо: Лундгрен, Кильберг,Свенссон) понятно, что трио состоит из молодых ребят, свежей поросли именитого в Европе шведского джаза. Зная популярность авангарда в Скандинавии, а также склонность молодых к ...
Если представить себе фантастическую ситуацию, что эта кассета попадетв руки человека случайного (вот так пофантазировать: джаз знает, а ГеоргияГараняна — нет), то даже он сразу поймет: этот Гаранян ну очень любит оркестр.И настолько мастерски ...
Не скрою, загружая в аппарат эту кассету, я ожидал от нее многого. Причин тому несколько. Во-первых — это воспоминания о неизменно высоком классе литовских джазовых музыкантов, частенько гостивших в Минске до начала 90–х, во–вторых ...
"Музыка для музыкантов" — по признанию участников джаз–трио "The Estamp". Конкретнее — "музыкальное приношение""столпам" джаза Джону Колтрейну и Майлсу Дэвису, которым в 1996 году исполнилось бы по 70 лет. Еще конкретнее: аранжировки — ...
Два представителя российского (он же — советский) джаза старшего поколения (Георгий Гаранян и Алексей Кузнецов), а также один джазовый "миддл" (естественно, не в социальном, а в возрастном плане) Даниил Крамер издали программу с удивительно ...
Всего лишь второй раз за все время существования нашего "CD–обзора" мне доводится писать об альбоме джазмена с Ямайки. Все–таки главной музыкальной "визитной карточкой" этого колоритного острова является рэгги. Но Эрнест Рэнглин — ...
Ну наконец–то! Сколько раз приходилось сетовать на отсутствие ярких новых имен в мужском джазовом вокале — и вот оно, это имя: Курт Эллинг. Первый его диск 1995 года "Close Your Eyes" сразу удостоился номинации на "Грэмми", сегодня ...
Круг потребителей world music растет просто на глазах. Спрос рождает предложение. В поисках новых экзотических звучаний многие устремляются в самые отдаленные уголки планеты. А вот немецкие музыканты, работающие в Мюнхене под залихватским название ...
"Озвученный" визит Сергея Манукяна к своему другу Юрию Кузнецову в его одесский клуб "Домино". Визит явно удачный, так как и одесская публика, похоже, хорошо знакома с Манукяном, и гостеприимному хозяину клуба нетрудно было в связи с этим дополнить ...