nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Денис Пашкевич. Необыкновенная радость бытия или джаз как смысл жизни

Денис Пашкевич. Необыкновенная радость бытия или джаз как смысл жизни  Денис Пашкевич – саксофонист, флейтист, лидер джазовых групп. Сегодня наиболее востребованный, с необыкновенной фантазией, постоянно находящийся в творческих поисках музыкант и энергичный предприниматель в латвийском джазе. Мы встретились в уютном баре Sunny Terrace на 6-м этаже нового Europa Citu Hotel Riga. Здесь же рядом уютный зал на 90 мест, в котором агентство Ze Pirats, возглавляемое Пашкевичем, проводит кoнцерты альтернативной джазовой музыки. Именно здесь не так давно проходил потрясающий джэм-сешн с мировой джазовой звездой Джэймсом Картером. VIP из Америки со своим Organ Trio прибыл в Ригу как участник одного из крупнейших (если не самого крупного) фестиваля Saxophonia – 2007. Денис, находящийся в менеджменте фестиваля и отвечающий за организацию джазового блока, в очередной раз проявив чудеса изобретательности, умудрился пригласить Джэймса Картера и его музыкантов на джэм-сешн. И это накануне их фестивального концерта. И мало того, что музыканты приняли приглашение и приехали на джэм-сешн, они еще и с удовольствием принимали в нем участие, отыграв с полной отдачей в двух сэтах. И мой первый вопрос, разумеется, связан с этим событием.

Валерий Копман: Денис, какое впечатление произвела на вас встреча с Джэймсом Картером?

Денис Пашкевич: Впервые в жизни я играл рядом с музыкантом столь высочайшего уровня. И это непередаваемое ощущение. Поразила его энергетика, напор, виртуозное владение инструментом... Безупречная, высшей пробы игра в стиле хард-боп. Передать словами все это невозможно. Он просто гений, и перед ним надо снимать шляпу. Совершенно очевидно, что, получив свой дар от Бога, музыкант много сил отдает неустанной, каждодневной работе. Он владеет игрой на всех разновидностях саксофонов. На джэме взял мой бас-кларнет и играл на нем легко и свободно. А как весело и непринужденно общались между собой музыканты трио! Не обошлось и без небольших шоу – фальшивые ноты, постоянная замена тростей... Говорят, фокусы с тростями – коронный номер Джэймса. Хочу сказать – идея президента фестиваля Saxophonia Артиса Симаниса пригласить Джэймса Картера оправдала себя на все сто процентов.

Валерий Копман: Вы высказали столько восторженных слов в адрес Джеймса Картера... Но через месяц в Риге состоялся концерт вашего, на сколько я знаю, кумира Брэнфорда Марсалиса. И что теперь вы скажите?

Денис Пашкевич: О выдающемся мастерстве Брэнфорда говорить что-либо не имеет смысла. Все понятно и без слов. Игра Марсалиса и музыкантов квартета близка к эталону. Мне показалась интересной концепция построения программы концерта. Если у Картера весь концерт был выдержан в одном стиле – энергичного хард-бопа – и это никого не удивило, то Марсалис вообще полконцерта играл, как Бах, ровно, без швов, просто – академический музыкант. И концептуально хорошо продержался, играя красками, как море под лучами заходящего за горизонт солнца. А во второй части выступления импровизации стали более страстными... Поразило стилистическое разнообразие программы, ведь даже прозвучал Гендель...

Валерий Копман: И не только Гендель. С блеском исполнялся джаз разных стилей и направлений: хард-боп, свинг, баллады... Услышали мы и фри-джаз, и даже сложную 30-ти минутную композицию... А на "бис", неожиданно – Solitude Эллингтона. Марсалис убедительно показал публике: ему подвластен джаз во всем его многообразии. Зная Брэнфорда и его не менее знаменитого брата Уинтона как горячих популяризаторов джаза, вы согласны, что концерт явился своего рода "Уроком от Марсалиса"?

Денис Пашкевич: Конечно. Его игру получили возможность услышать многие молодые латвийские саксофонисты, серьезно занимающиеся джазом. Все в игре Брэнфорда для меня оставило неизгладимое впечатление: саунд, фразировка, ритм, многочисленные идеи…

Валерий Копман: Денис, поговорим о вас. Слежу за вашим творчеством более 10 лет. Услышал вас впервые в составе группы Тime After Тime на рижском фестивале Новой музыки. Яркие, эмоциональные композиции с замечательными импровизациями молодых музыкантов, среди которых я сразу выделил вас - флейтиста. Играли эйсид-джаз, не совсем привычный для меня стиль, но группу я принял безоговорочно. Она много лет являлась необычайно популярной в Латвии. На открытых площадках собирала тысячи молодых поклонников. Особенно я ценил ее за исполнение инструментальной музыки. Ведь не секрет, что в те годы в молодежных музыкальных группах особенно преобладал вокал. Расскажите, как вы пришли в джаз? Ведь, я думаю, в те годы ваше поколение сводила с ума рок-музыка…

Денис Пашкевич: Родился я в 75-м в Риге, в семье людей творческих. Отец – Евгений Пашкевич – кинорежиссер, мама – Бирута Магеле – известный в Латвии стилист. В моей жизни мама сыграла значительную роль. В доме постоянно звучала симфоническая музыка великих мастеров, и я ее с интересом слушал. Видя это, мама без раздумий отвела меня в детскую музыкальную школу им. Медыня. И я стал усердно заниматься на фортепиано. Но однажды, подрался с мальчишками, да так, что сломал руку. И год учебы пришлось потерять. Мне было 7 лет, и, к сожалению, стало понятно – пианист из меня теперь не получится. Я терял технику игры и очень переживал. А ведь все начиналось так хорошо… Одни педагоги видели мой потенциал, а другие прямо говорили: "Мальчик, тебе лучше играть в футбол". Так прямо и говорили. Разве так можно? И знаете, через много лет я сам стал преподавать саксофон, и мне тоже приходилось сталкиваться с подобными фактами. Например, приходит ученик и пока ничего особенного не может показать. И вот одни педагоги ему прямо говорят: "Ты ни на что не способен". Я их одергиваю: "Вы учителя и не имеете права так говорить, вы обязаны видеть потенциал". Ведь и мне советовали: "Бросай заниматься, ничего из тебя не получится". Но я с упорством продолжал учебу. И вот, как-то раз в школе ко мне подошла женщина-педагог, я не знал, кто она, послушала, как я играю, и поинтересовалась, почему я такой грустный. Я ей рассказал свою историю, и она предложила заниматься у нее в классе флейты. Это была Лиллия Вейланде. Замечательный педагог, она всегда верила в меня, вкладывала в меня свое сердце и душу. И я необычайно ей благодарен. Вейланде постоянно посылала меня на разные конкурсы флейтистов. Я делал заметные успехи. Следует сказать, что у меня было два учителя. Второй – моя мама. Дома она постоянно заставляла меня заниматься: играть и играть... Иначе, говорила мама, ничего хорошего из меня не получиться. И я усердно занимался. После школы – музучилище. После его окончания еще два года занимался у очень серьезного и требовательного педагога Петериса Малецкиса в юрмалском музыкальном колледже. Я очень много времени отдавал учебе. Когда мне исполнилось лет13 или14, известный в Латвии джазовый музыкант и педагог Владимир Колпаков дал мне послушать кассеты с записями Колтрэйна. Я был поражен импровизациями великого саксофониста. Позже стал ходить в музыкальный клуб "Бимини", играл с разными рок-группами, старался импровизировать на флейте. Но это еще был не джаз. Вскоре, опять же от Колпакова, получил диски A Love Supreme и Майлса Дэвиса. Послушал и все... понял – серьезно заболеваю джазом. Пришел к Колпакову домой и заявил, что хочу у него заниматься. Днем и ночью ходил с плэйером, слушал записи. Вскоре родился первый в моей жизни джазовый состав. Со мной играли сверстники – пианист Виктор Рытов, саксофонист Райво Сташанс... Опять же моя мама нашла нам в центре города помещение, и наша группа получила название "Квинтет улицы Блауманя". Позже познакомился и подружился с Раймондом Мацатсом и с Карлисом Лацисом. Нам всем было уже лет по 16, и наш энтузиазм бил через край... Вскоре, в 95-м, со своими друзьями саксофонистом Гинтом Паберзсом, клавишником Карлисом Лацисом, барабанщиком Харальдом Бондарсом и другими парнями создали группу Time After Time. Она стала необычайно популярной в Латвии. Мы выступали и за рубежом – в Финляндии, Швеции, Германии... Между прочим, название группы тоже придумала моя мама. Сегодня, по разным причинам, мы выступаем крайне редко, только по особым приглашениям. Например, на торжествах по случаю 800-летия Риги. На набережной Даугавы, перед многотысячной публикой мы играли эйсид-джаз и фанк.

Валерий Копман: Скажите, чем объяснить, что в последние годы вы стремитесь играть стилистически разный джаз? Это легко обнаружить, слушая диски ваших групп Riga Groove Acoustic, Riga Grove Electro, Rhythm Community.

Денис Пашкевич: Да, в разных группах я играю по-разному. Изменяю стиль, соединяю вместе разных музыкантов и, главное, – интересен результат. Мне нравится и продюсировать. Все это дает мне новую энергию, рождаются свежие идеи... Ведь я и композитор, и музыкант, и продюсер, и все эти качества должны работать. Мы постоянно изучаем с музыкантами новый материал, проверяем его в своих проектах, и я в этой работе продолжаю развиваться. Для меня важно, когда рядом партнер, не уступающий мне ни в чем или даже сильнее, чем я. Потому я все время в поиске новых партнеров, новых контактов. Музыка для меня – язык общения, выражение мыслей и чувств. Ведь любой человек еще и носитель атмосферы. Мне очень интересно работать с талантливым пианистом Мадаром Калныньшом. У нас с ним полное взаимопонимание. Вместе с ним и певицей Ингой Берзиней создали интересную группу SkyGroove. Играем свою музыку – развиваемся. Как личности. Это наш фундамент.

Валерий Копман: Вы играете и продюсируете джаз трех направлений. И что же публика принимает лучше всего?

Денис Пашкевич: В принципе, если все внимательно слушать, то центральный стержень один – Джон Колтрэйн. И еще МакКой Тайнер, Элвин Джонс... Присутствуют в нашей музыке и идеи фри-джаза... Сегодня музицирование свободного джаза очень актуально. У любого народа. Правда, в Rhuthm Communitu мало от Колтрэйна, но гармонические идеи великого музыканта присутствуют. Играем мы в клубах, в залах до и свыше 200 мест...

Валерий Копман: Молодые латвийские музыканты увлечены подобной музыкой?

Денис Пашкевич: Да, их очень интересуют идеи свободного джаза. Я в этом каждый раз убеждаюсь, патронируя студентов джазового отделения Rigas Doma Kora Skola.

Валерий Копман: В этой школе еще совсем недавно вы вели занятия по классу кларнета и саксофона. Скажите, по каким критериям вы ведете набор своих учеников? Что вы лично можете дать каждому из них? Кого можете выделить из молодых?

Денис Пашкевич: Я не гонюсь за количеством учеников. При знакомстве с ними стараюсь понять, насколько каждый из них увлечен джазом, горят ли его глаза. Если этого нет, я прямо говорю, что молодому человеку надо найти другого учителя. Не беру учеников, если вижу – нет у них желания много и серьезно работать. Но если есть стремление неустанно и каждодневно трудиться, многое познать, то моя главная задача – научить его мыслить. Подготовить для него материал и убедить учиться, учиться... до конца жизни. Это главная задача. Надо научить студента еще и систематически работать. И если у начинающего музыканта в голове не вдумчивая и серьезная работа, а только гонорары за игру, то это очень печально. В таком случае ты не настоящий музыкант, а просто лодырь, и какой толк от тебя? Только труд даст возможность достигнуть достойного уровня. Думаю, все знают притчу про жабу, которая попала в банку с молоком и выбралась только после неустанной работы по превращению молока в густую сметану. Молодой музыкант обязан и постоянно самообразовываться. Меня очень радует талантливая молодежь. Я, например, в свое время целый месяц разучивал Сonfirmation Чарли Паркера. Недавно дал эту знаменитую тему своему ученику-флейтисту, так уже всего через неделю он пришел и все мне отлично сыграл. Затем сел за рояль и еще раз ее уверенно исполнил. Сейчас другое время. Молодые люди хотят сразу проявить себя, а затем уехать учиться в известные джазовые колледжи. У нас они смело приходят на джэм-сешнз и без тени смущения играют с опытными джазмэнами и даже с мировыми звездами. Из своих учеников хотел бы выделить Яниса Даневича, Артура Тигулиса, Томса Рудзинскиса...

Валерий Копман: Необходимо ли молодому музыканту, сорентированному в своем творчестве на джазовой музыке, получать консервативное, по своей сути, академическое образование?

Денис Пашкевич: Музыкальная академия не помешает будущему джазмэну. Ведь надо же научиться правильно дуть в саксофон и ставить руки. Но закончить 2-3 курса вполне достаточно. Иметь диплом об окончании академии для талантливого джазового музыканта не обязательно. Главное быть увлеченным человеком. Например, загорелся же идеей создать биг-бэнд наш замечательный тромбонист Лаурис Амантовс. И свою идею осуществил. Два года назад родился джаз-оркестр "Мираж". А я с особым интересом занимаюсь экспериментальной музыкой.

Валерий Копман: Что лично вам и другим латвийским джазмэнам мешает реализовывать свои проекты?

Денис Пашкевич: Все дело в том, что Латвия – небольшой рынок для воплощения творческих задумок. Вот почему мы часто выступаем в Эстонии. Состоялись концерты в Литве, Германии, Финляндии… Меня очень интересует российский рынок, концертные площадки Украины, Беларуси... Хотя, на Украине, в Киеве, Донецке, Мелитополе играл, проводил мастер-классы и всегда убеждался в серьезном интересе к современному джазу. От многих музыкантов старшего поколения слышал о замечательных джазовых фестивалях в белорусском городе Витебске.

Валерий Копман: Да, это были незабываемые праздники.Я не раз бывал в Витебске, в котором каждый год проводилось два джазовых фестиваля. Первый - весной, совершенно потрясающий – традиционного джаза с увлекательными концертами, обязательным стрит – парадом по улицам города, с джем-сешн на пароходике, с дружеским отдыхом на природе.... Второй – осенью. Солидный фестиваль гостепреимно встречал джазменов. Денис, продолжая тему учебы, расскажите, как проходило в дальнейшем, после окончания колледжа, ваше музыкальное и главное джазовое образованием?

Денис Пашкевич: Поступил в латвийскую музыкальную Академию.Занимался по классу флейты у профессора Вилниса Страутиньша. Позанимался два года и... перешел на эстрадно - джазовое отделение колледжа им. Георга Отса - очень престижное в Эстонии учебное заведение. На вступительном экзамене я сыграл на флейте Misti Эролла Гарнера. После экзамена мне сказали – у вас все в порядке и заниматься в колледже не имеет никакого смысла. Но я твердо заявил – хочу учиться. Мне в первую очередь следовало досконально освоить гармонию. Мое желание удовлетворили, но поставили условие – переходите на саксофон. Я согласился и меня сразу взяли на 2-ой курс.Так я стал осваивать новый для себя инструмент. Начинал на альт-саксофоне. В это время понял – есть в жизни настоящие дела, которые к тебе приходят, если ты в них сильно веришь. Главные джазовые уроки в своей жизни получил у замечательного эстонского джазового саксофониста Виллу Вески. Все впитывал как губка. И все же понимал - в голове надо что-то менять, ведь вырос я на академической музыке. Шел 97-ой год. И следовало твердо осознать – я становлюсь по - настоящему джазовым музыкантом. Через два года с альта перешел на тенор. Я очень хотел учиться. Познавать и открывать для себя все новое. Ездил по Европе, искал учителей.. Стажировался. в музыкальной Академии в Голландии... Сегоднгя многие учатся за рубежом. Находят классных педагогов. У нас уже такие замечательные 15 –16-ти летние барабанщики! Кто заканчивают за рубежом джазовыве школы сегодня владеют и информацией, и отлично знают теорию. В Голландии учился и пианист Ритов, в США закончила Беркли – колледж флейтистка Илона Кудиня. Недавно на учекбу в Беркли - колледж отправился и наш трубач Константин Емельянов. В Америке, Голландии, Скандинавии занимаются несколько наших барабанщиков...А я, например, сегодня ищу для себя мастер-класс Джо Ловано...

Валерий Копман: Кого из выдающихся мировых звезд вы считаете своими кумирами? И потому больше других слушаете на своих дисках?

Денис Пашкевич: Во-первых мой главный учитель - Джон Колтрейн. И конечно Бренфорд Марсалис, Джон Хендерсон, Эрик Долфи, Майкл Бреккер, Джо Ловано...

Валерий Копман: Музыка занимает всю вашу жизнь.Вы много работаете, а как с отдыхом?

Денис Пашкевич: Я могу все время слушать музыку. Но ведь у меня семья - жена, с которой мы вместе уже15 лет, две чудесные дочки и потому только дома, по-настоящему расслабляюсь. С женой мне тоже хотель бы видеться чаще, но она бизнес-вумен и тоже вся в делах. А у меня один проект идет за другим: концерты, записи... Когда долго вне дома, то в дороге как только начинаю думать о семье, у меня перед глазами возникают мои малышки, я улыбаюсь и усталость как рукой снимает. Вот такая наша современная джазовая жизнь. Отдыхая занимаюсь спортом - каратэ, айкидо.

Валерий Копман: Расскажите пожалуйста о целях и задачах вашего агентства Ze Pirats?

Денис Пашкевич: Оно продолжение того, что я делал до сих пор: музыкальный менеджмент, работа с латвийскими и зарубежными музыкантами, звукозапись... Главная идея объеденить джазовых музыкантов, соединять их для совместных выступлений, как на латвийском рынке так и за рубежом, в клубах и для записей в студии. Проводим мастер-классы, джем-сешн...Стараемся мотивировать молодых исполнителей сочинять, исполнять и записывать диски со своей оригинальной музыкой. Это глобальные задачи агенства. Мы работаеми и как клубные операторы. У нас есть несколько групп, состоящие из молодых джазменов с которыми мы постоянно работаем. С ними заключены договора и мы организовываем их выступления в клубах, на различных презентациях, вечеринках... В Риге сегодня пять клубов, где звучит джаз.В агенстве есть и своя система повышения образования молодых музыкантов. Она предусматривает: первое - обязательное участие в джем-сешн, второе – концерт в зале на 300 мест, для поддержки их бэнда. Третье – создание ими собственных проектов. Если система работает, то виден и результат. Музыканты слушают много записей, имеют хорошую практику. По соглашению с группой, агенство делает для нее и студийную запись. Заключаем договора с эстонскими и литовскими агенствами и в идеале нам хотелось бы создать единый центр – Агенство "Балтийский Альянс". Мы работаем по расширению пространства рынка, И тогда известные группы и молодежные бэнды трех стран, по четко разработанной программе, смогут разъезжать и выступать с концертами по трем странам Балтии. Если задуманные дела наши пойдут удачно, то будем стремиться к дальнейшему расширению пространства вовлекая в альянс новые соседние страны. Мы открыты для сотрудничества.

Валерий Копман: Очень интересная идея и замечательно если она осуществиться. Скажите, а спонсорская поддержка необходима агенству Ze Pirats?

Денис Пашкевич: Мы постоянно ищем и находим спонсоров. И потому, имеем возможнось оплачивать работу наших людей. Кроме того, согласно заключенному договору рижские клубы оплачивают нам предоставленные им услуги – джазовые группы. Я очень благодарен Sunny terrace. Ведь вход на наши концерты бесплатный, но гонорары музыканты получают постоянно и мы это ценим. Стремимся к тому, чтобы у них был творческий подход к своим выступлениям. Обязательно надо постараться показать что-то свое, какую-то изюминку. А тем, кто хочет просто придти и без души "отлабать" джазовые стандарты, получить "бабки" и уйти, с нами не по пути.Они ошиблись адресом - им в ресторан. По своей музыкальной концепции мы стоим отчасти в опозиции. Мы категорически против системы – одни кушают другие играют, одни импровизируют открывая людям свою душу, другие жуют отбивную. Лично я давно решил не играть ради денег под "жрачку". Наше агенство старается дать публике больше альтернативной, импровизационной музыки.со своей идеей. У нас уже сложилась своя публика. Приходят 50-60 человек. А если у нас гостях известные джазмены, то и100.

Валерий Копман: Интересно, а вы могли бы пригласить выступить у вас известный диксиленд Retro Зигурда Резевского?.

Денис Пашкевич: Конечно. Но сделаем это, как отдельный вечер традиционногоо джаза. Только так. Ведь мы держим курс на альтернативную волну в джазе.У нас свой формат. Но все организуем на должном уровне, хотя лично для меня диксиленд не актуален.

Валерий Копман: При таком подходе вы сразу отторгаете значительную часть публики, которая выросла, допустим, на стиле свинг, им сегодня уже за 60 лет,. Они составляли основной костяк публики в 70-80 годы...

Денис Пашкевич: Я понимаю и это хороший вопрос. Но все дело в том, что сегодня молодые не особенно интересуются традиционным джазом, стилем свинг... Многие стремятся исполнять, что-то личное, свою музыку.. И я это одобряю, поддерживаю. Ведь творческой личности нельзя давать указания в каком джазовом стиле следует играть... И все же в учебном процессе музыканты обязаны пройти и через традиционный джаз и через стиль свинг.

Валерий Копман: Поддержка это хорошо, но по-моему вы слишком требовательны к молодым музыкантам..

Денис Пашкевич: А по другому нельзя. Считаю лицемерием хвалить молодого музыканта. после каждого сыгранного соло: "Ах, как ты классно сыграл, просто супер!". Зачем восхищаться? Ведь сыграл элементарно. Это же, как хорошо выученная азбука. Повторяю, ты не можешь считатьь себя джазменом если не нацелен на собственное созидание. Я постоянно призываю молодых музыкантов – пишите свою музыку. Это самое главное. Не говорю о стиле. Важно, что у тебя в душе и что ты хочешь выразить в каждой фразе. Ведь в творческой концепции ты должен быть а трех лицах: композитор-импровизатор-продюсер. И тогда все в порядке.

Валерий Копман: Не совсем понимаю о чем вы говорите. Известно, что в современном джазе тема только повод для начала разговора, как например, у нас с вами в данный момент. А импровизация – речь, исповедь,откровениое самовыражение джазмена – музыка им создаваемая в момент исполнения. Все то, что он хочет сказать публике, партнерам. В чем и есть сущность и прелесть настоящего джаза. Но сегодня все ставиться с ног на голову. Играют полный бред и называют это джазом. Само слово джаз стало каким-то затертым, как разменная монета Название джазового стиля "кул", моложежь употребляет в совершеннно другом значении. И везде в названиях разных новых стилей присутствует слово "джаз". И что за странный – "смус-джаз", откуда он взялся?

Денис Пашкевич: О, корни этого стиля в Калифорнии, где солнце, пальмы, слегка одетые девушки.. И я немного играл эту музыку...но по ошибке.

Валерий Копман: Вот по-этому и юнцы сбитые с толку постоянным употреблением слова "джаз" скоро будут им называть даже обычную попсу. Ведь они желают музыку "прикольную", заводную, развеселую...

Денис Пашкевич: Вы правы. Мне и сегодня многие говорят: "Да что за "грузон" ты играешь, почему в твоей музыке нет радости, веселья? Вот почему о настоящем джазе я постоянно говорю в своих интервью, вы пишите в прессе и рассказываете в своей радиопередаче - "20 минут джаза".

Валерий Копман: Вы часто выступали за рубежом. Какие поездки особенно запомнились?

Денис Пашкевич: В составе квартета Мариса Бриежкалнса несколько раз выступал на известном европейском фестивале Pori-Jazz в Финляндии, принимал участие в джазовой программе на ярмарке музыкальной индустрии МIDEM во французских Каннах. В Германии квартет играл в джаз-клубе Ростока,музыканты давали мастер- класс в школе джаза..Осенью играя в биг–бенде Mirage Гунара Розенбенрга мы представляли латвийский джаз на известном рооссийском фестивале в Архангельске... Не так давно, я и мои эстонские друзья - контрабасист Тоомас Рулл и барабанщик Айвар Васильев совершили увлекательный недельный тур по Эстонии. Американский барабанщик Брайан Мелвин являлся моим партнером в турне квартета по городам Германии.

Валерий Копман: У вас несколько джазовых групп с которыми выступаете. По какому принципу они создаются?

Денис Пашкевич: Есть два варианта. Первый – собираются музыканты и начинается сотрудничество над проектом и затем его реализация. Второй вариант. Нет ничего лучше, когда бэнд создается из музыкантов с которыми ты вырос, которые тебя понимает с полуслова и мыслите вы в одном направлении. У меня сегодня такими группами являются Riga Groove Electro и Rhythm Community. И в Time After Time мы все были много лет, как одно целое. Но, по разным причинам отошел один, потом другой и все связи сразу нарушились.А когда создаешь новую группу, то самый волнующий момент происходит, когда после очередного концерта говоришь себе: "Есть, все получилось - бэнд родился!"

Валерий Копман: Денис, но у вас есть еще и трио в котором вы играете фри-джаз. В этом случае в чем заключается ваша концепция?

Денис Пашкевич: Во всех моих группах совершенно разные музыкальные концепции, абсолютно другие композиции. Работая над ними мы встречаемся втроем и моделируем свои идеи.Делаем общий каркас и приступаем к самому увлекательному и ответственному моменту – наполнение его нашими мыслями, чувствами, фантазией... .Нашим отношением к миру.

Валерий Копман: Но ведь вы еще играете и в биг-бенде Мirage Гунара Розенберга, который был создан Лаурисом Амантовсом при самом горячем вашем участии. Как вас на все хватает?

Денис Пашкевич: Сам не знаю, но пока хватает. На первых порах и Mirage для меня был интересным проектом, но сейчас я загорелся новой идеей. Мне хочется несколько отойти от мейнстрима и создать свой Elektro Big Band с духовыми, медными и ди-джеем. Мадар Калныньш согласился делать все аранжировки. Будем играть более сложную, эксперементальную музыку. Но я и не откажусь выступать и с оркестром Mirage.

Валерий Копман: Вы рассказывали о идеальном варианте сотрудничества: много лет музыканты-единомышленники вместе, успех один на всех... Все замечательно, но наступает момент и вы видете, что один из музыкантов – родной вам по духу человек остановился в своем росте, не способен с вами двигаться дальше, не генерирует новые идеи и его безусловно надо заменять. Как вы с этим справляетесь? Можете глядя в глаза сказать другу о необходимой замене, о расставании с ним?

Денис Пашкевич: У меня было несколько таких ситуаций. Однажды, мой друг известный саксфонист и педагог из Германии Карл Хайнс Миклин как-то сказал мне: "Денис, в группе с которой ты вырос и долго играл в ней всегда кто-то является локомотивом и все тянет-тянет, а другие тянутся за ним, учатся, подхватывают новые идеи.... Но в какой-то момент один стал недорабатывть, тормозить группу. И если он сам это не понимает или не хочет понять и не покидает группу, то ему по-мужски, но мягко, надо сказать "Дорогой друг, мы не можем идти дальше, ты остановился....". Да, я могу сказать эти слова своему музыканту с которым съели не один пуд соли, но... это очень тяжело. Но самое отвратительное, когда лидер группы просит одного из музыкантов передать своему другу, чтобы тот больше на репетиции не приходил.

Валерий Копман: Скажите, а чем объяснить, что играя на джем-сешн музыканты чаще всего языком общения выбирают би - боп?

Денис Пашкевич: Так ведь би-боп – это все. Живой и энергичный стиль, в нем просто бурлит мысль, спонтанно рождаются отношения между музыкантами. Боп, созданный великим Чарли Паркером и его друзьями будет жить долго или точнее всегда.

Валерий Копман: Что бы вам еще хотелось осуществить в латвийском джазе?

Денис Пашкевич: С учетом того, что джаз, как жанр размывается и сегодня им называют черти что, нам просто необходимо создать в Риге джаз-клуб. Не ресторан, не кафе или бар, а именно клуб. Для объединения всех наших творческих сил, для общения людей любяших настоящий джаз. Должна быть общая варка. Единый менеджмент. Сегодня у нас нет общего руководства. Все работают в одиночку. В этом отношении, как хорошо все поставлено в Эстонии. Там совершенно другое отношение к инструментальному джазу.У нас же все уже много лет носятся только с эстрадными песнями начиная с "Новой волны" и кончая еще десятком разных других попсовых фестивалей и конкурсов. В Эстонии такого нет. Там действительно ценят и понимают музыку с большой буквы. Когда с эстонскими музыкантами мы делали тур по стране, то я был поражен, даже в небольших городах Пярну, Тарту - новые, современные с отличной акустикой концертные залы на 700-800 мест. И на всех наших концертах инструментальной джазовой музыки залы были переполнены.

Валерий Копман: Джаз-клуб, о котором вы мечтаете, в Риге был и просуществовал 20 лет с 75-го по 95-ый годы объединяя все наши джазовые силы, проводя концерты и фестивали Vasaras Ritmi... А культ эстрадной песни у нас уже продолжается более 40лет... Поэтому и молодежь увлечена не инструментальной музыкой, а исключительно развлекательной попсой. А цель у джаза иная. Во все времена он объединял и продолжает объединять людей разных национальностей, вероисповеданий, цвета кожи.В этом весь этот джаз.

Денис, будем завершать наш разговор. У вас впереди яркая и насыщенная интересными событиями жизнь.Хочу пожелать вам неиссякаемой энергии, драйва и скорейшего притворения в жизнь задуманных но еще пока не реализованных проектов.

Фото Сергея БУДАНОВА

Валерий КОПМАН


стиль
джаз
автор
Валерий КОПМАН
страна
Латвия
музыкальный стиль
авангард, мэйнстрим


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела интервью с саксофонистами

  • стиль: джаз, джаз
Знаменитый саксофонист сам рассказывает о своем новом альбоме, уже восьмом по счету — "Passage Of Time", выпущенном фирмой "Warner Brothers" в начале 2001 г. Импровизация — основа всего В сравнении с моими предыдущими работами "Passage Of Time" ...
  • стиль: джаз, джаз
Как-то так случилось, что после распада СССР сошел на нет и миф о советской "новой музыке", и произошло это не только в связи с политическими событиями, но и в результате ухода многих музыкантов из сферы свободной импровизации. Судите сами: уехали ...
  • стиль: джаз, джаз
Сегодня мы знакомимся с музыкантом относительно молодым — ему в этом году исполняется 32 — но уже хорошо известным и даже, в некотором смысле, модным. Он — из числа молодых саксофонистов, пришедших на широкую джазовую сцену в начале 90-х и в ...
  • стиль: джаз, джаз
Для справки. Тенор-саксофонист, композитор и аранжировщик Фрэнк Фостер — один из немногих живых и к тому же до сих пор активных творцов истории мирового джаза. В древности он переиграл со всем джазовым музеем — с Чарли Паркером, Билли Холидей, Диззи ...
  • стиль: джаз, джаз
На нынешней церемонии вручения музыкальной премии "Грэмми 2000" альбом "Inside" ("Внутри") саксофониста Дэвида Сэнборна победил в категории "Лучшее исполнение современного джаза". Первый и единственный концерт известного американского саксофониста ...
  • стиль: джаз, джаз
Вести интервью со Збигневом Намысловским — это то же самое, что писать историю польского джаза. Это тема для книги или фильма, в которых мотивы бытовые, политические, возрастные и вообще личностные перемешаны с музыкальными. Збигнев — наблюдатель ...
  • стиль: джаз, джаз
В начале декабря в Минске состоялся концерт чекасинского вокально-инструментально-джазового проекта. "Джазового" опять же по нашему скромному редакционному мнению: сам Владимир Николаевич категорически не согласен с этим определением. Играли: сам ...
  • стиль: джаз, джаз
Саксофонист Нед Ротенберг родился в 1956 году в Бостоне. Окончил престижный колледж и консерваторию в университетском городке Оберлин (штат Огайо), знаменитый в среде джазменов колледж Беркли (в 70-е он еще считался школой), брал частные уроки игры ...
  • стиль: джаз, джаз
Каждый приезд Бутмана - событие в музыкальной жизни Риги. Концертблистательного джазового квартета с аншлагом прошелв Национальной Опере. С музыкантами из Москвы выступал и современный лидер американского джазового вокала - Кевин Махогани. "Я очень ...
  • стиль: джаз, джаз
Нашим читателям представлять минского саксофониста, флейтиста, пианиста и вокалиста Павла Аракеляна не нужно. Он – любимец белорусской публики, хорошо известен на Украине благодаря неоднократным выступлениям в составе группы Apple Tea. Но после ...
  • стиль: джаз, джаз
Гато Барбиери (настоящее имя Леандро.Х.Барбиери родился в 28 ноября 1934 года в г. Розарио, Аргентина. Играл фри-джаз, джаз-рок, латинский джаз, иногда поп-джаз. Обеспечивал музыкальное сопровождение в ряде американских фильмов. В семье Барбиери ...
  • стиль: джаз, джаз
Музыкантов, которые участвуя в легендарных группах, становятся великими и знаменитыми даже не будучи их фронтменами, можно выделить в отдельную категорию. Они порой, слегка оставаясь в тени, так и не доносят слушателю полноты своих личности и ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com