nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Charles Mingus Dynasty Band. Хранители наследия Мингуса

стиль:

Charles Mingus Dynasty Band. Хранители наследия Мингуса На завершившемся в Юрмале музыкальном фестивале Summertime звучал и джаз. Публика, заполнившая концертный зал "Дзинтари", впервые услышала легендарный Мingus Dynasty Band из США. Чарльз Мингус – выдающийся контрабасист, композитор, один из новаторов в джазе. Разработанные им интереснейшие композиционные структуры, наполненные свободными импровизациями музыкантов, предвосхитили появление фри-джаза.

После смерти Мингуса в 1979 году осталось множество никогда им не исполнявшихся партитур, незавершенных композиций, заботливо сохраненных вдовой музыканта Сью Мингус. С целью исполнения произведенеий своего мужа и популяризации его имени Сью из семи ведущих нью-йоркских музыкантов создала септет Mingus Dynasty Band. Ведь именно септет был последним составом в жизни Чарльза. За 28 лет существования Dynasty объездил с концертами весь мир, принимая участие в крупнейших джазовых фестивалях, записывая диски. За долгие годы в септете переиграло много известных джазменов Нью-Йорка: трубач Рэнди Бреккер, саксофонист Джеймс Картер, пианист Дэйв Кикоски... (Между прочим, все трое в разное время выступали в Латвии.) Более десяти лет играют в Dynasty и два российских музыканта – трубач Александр Сипягин и контрабасист Борис Козлов. И этот факт особенно подогревает интерес публики к американскому оркестру.

...И вот на на сцене – Charles Mingus Dynasty Band. С первой композиции дух захватывает от острого, резкого звучания септета. Плотный, упругий ритм, блистательные импровизации трубача Александра Сипягина, тромбониста и вокалиста Фрэнка Лэйси, пианиста Джорджа Коллигэна, барабанщика Джонатана Блэйка... создают ощущение невероятно эмоционального накала. Несколько "в тени" держатся альт-саксофонист Абрахам Бэртон, тенор-саксофонист Дэнни МакКослин, контрабасист Джо Мартин. Исполняются исключительно темы Мингуса. Музыкальная ткань и аранжировки композиций, думаю, не столь просты и понятны курортной публике и на первых порах ей требуется приложить определенное усилие для их восприятия. И, вероятно, для расслабления зала тонко и проникновенно исполняет балладу Джордж Коллигэнн. И вновь на сцене бушуют страстн. На невероятную высоту забирается труба Сипягина, не уследить за быстротой рук Блэйка и, кажется, ударная установка вот-вот рухнет, в постоянном движеннии эмоциональный Лэйси, и когда его тромбон уже не в состоянии передать все нахлынувшие на музыканта чувства, Фрэнк голосом африканских предков переходит на неистовый скэт… Публика в восторге, и все завершается еще одной композицией Мингуса на "бис".
После концерта беседую с Александром Сипягиным.

Валерий Копман: Саша, расскажите о себе, как оказались в джазовых бэндах Америки?

Александр Сипягин: Родился в Ярославле. В 12 лет играл в детском диксиленде, которым руководил замечательный педагог Владимир Сизов. В 1988-м году окончил джазовое отделение Гнесинки и вскоре уже играл с известными российскими джазовыми музыкантами – Игорем Брилем, Александром Осейчуком, Борисом Фрумкиным... Через два года, в 1990-м на международном конкурсе имени Монка в Вашингтоне стал одним из победителей и в качестве приза получил трубу из рук великого Кларка Терри. Этот успех в 23 года открыл мне дорогу в Мекку джаза – Нью-Йорк. За 17 лет жизни на родине джаза я переиграл со многими известными джазмэнами. Кроме сотрудничества с Dynasty выступаю, записываюсь и много гастролирую с другими составами. Например, с оркестром контрабасиста Дэйва Холланда.

Валерий Копман: Вы вспомнили Владимира Сизова... В 1975 году детский диксилед Владимира Сизова из Ярославля играл на открытии первого Рижского джаз-клуба. Публика в зале со слезами радости на глазах слушала ярославских мальчишек. Становилось ясно – джаз жил, живет и будет жить. Растет молодая смена и есть кому продолжать... Вы, я думаю, не могли в тот год играть в этом диксиленде?

Александр Сипягин: Нет, конечно. Ведь мне тогда было всего 8 лет.

Валерий Копман: Да, вот так на ярославской земле начинался путь Саши Сипягина в "высшее общество" джаза... Скажите, вы ведь сегодня играете и в других составах, носящих имя Мингуса? И как они создавались?

Александр Сипягин: После того, как септет Dynasty удачно вышел на орбиту джаза, стал широко известен, Сью Мингус создала еще и Mingus Big Band. И вновь она воплотила в жизнь мечту мужа, который всегда хотел, чтобы его музыку играл большой оркестр. Вскоре появился и еще один состав из 10 музыкантов – Mingus Orchestra. Но он стал совершенно иного звучания, более камерный, в нем можно услышать валторну, фагот, бас-кларнет... Есть еще и самый большой бэнд из 31 музыканта – Epitaph, руководимый Гюнтером Шуллером. Все эти оркестры представляют Мингуса, как композитора необычайно самобытного, разнопланового в своих проявлениях. И во всех я принимаю участие.

Валерий Копман: Около 30 лет Dynasty исполняет композиции Мингуса. И вы из года в год повторяете их в концертах?

Александр Сипягин: Да, мы играет только Мингуса. Ведь им написано столько великолепных композиций... Разумеется, есть темы, которые мы играем много лет, но поверьте, есть еще и прежде не исполнявшиеся.

Валерий Копман: Для концертов в Америке и гастрольных турне у вас интересно формируются составы оркестров. Каждое место может занять один из двух-трех джазмэнов, свободный на данный момент. Скажите, такой подход не сказывается на качестве игры оркестра?

Александр Сипягин: Наоборот. Оркестры имени Мингуса состоят из занятых нью-йоркских музыкантов, хорошо знающих репертуар. Все они в отличной форме – имеют свои составы и постоянно играют в других проектах. Поэтому уровень всех оркестров держится высоким. У Dynasty около 50 концертов в год. Кроме того, раз в неделю, по вторникам, выступаем в нью-йоркском джазовом клубе "Иридиум". И сегодня состав септета у нас несколько изменен, к сожалению, не смог приехать Борис Козлов. В ближайшее время и я в септете играть не смогу – гастроли с оркестром Дэйва Холланда. А в сентябре у Dynasty концерты в России – в Москве, Ярославле, Архангельске, на Соловках...

Валерий Копман: Вы часто выступаете на своей родине. Ваше мнение о российском джазе?

Александр Сипягин: В течение года я обязательно 2-3 раза играю в России. Уровень российских джазмэнов очень вырос. Принимая участие в фестивалях, каждый раз поражаюсь появлению молодых талантливых музыкантов.

Валерий Копман: Скажите, а вы знакомы с латвийским джазом?

Александр Сипягин: В Латвии я впервые. До отъезда в Америку слушал прибалтийских музыкантов на грампластинках: Чекасина, Вишняускаса... С латышскими музыкантами мог встретиться осенью прошлого года на джазовом фестивале в Архангельске. Но разминулись. Когда мы приехали на фестиваль, джаз-оркестр Mirage Гунара Розенберга уже отправился домой.

Валерий Копман: Как складываются в оркестрах Мингуса ваши отношения с афро-американцами? И есть ли на ваш взгляд какое-либо преимущество в джазе у черных музыкантов?

Александр Сипягин: У нас нормальные, дружеские отношения. Все с уважением относятся друг к другу. Сложнее было в Союзе, ведь к музыкантам старшего поколения, которые вроде бы все знали о джазе и владели информацией о нем, было не подступиться. У афро-американских музыкантов, с которыми я общаюсь, нет никаких расовых проявлений, и они не замыкаются в своем кругу, чтобы никого туда не впускать. А о каком-то особом преимуществе черных музыкантов я, опять же, слышал только в Союзе. Ведь сколько сегодня в американском джазе черных музыкантов, столько и белых. И все они помогали мне, молодому музыканту, когда я в 23 года оказался в Америке. Мне пришлось полностью переучиваться, все начинать с нуля, хотя и был у меня диплом об окончании джазового отделения Гнесинки. И главное, мы не имитировали свинг, как у кого- то другого, а находили его в себе.

Валерий Копман: Интересно, для Dynasty, где сложнее играть – в Америке или в Европе?

Александр Сипягин: В Америке играть легче. Публика нас знает и принимает очень хорошо. В европейских странах, тем более, где выступаем впервые, сложнее и потому ответственнее. Каждый раз волнуемся, как пройдет концерт, вдруг мы не понравимся публике... Потому стараемся играть от души, с полной отдачей. Должен сказать, ваша публика сегодня слушала нас очень хорошо и принимала замечательно. Это отметили все наши музыканты. В таких случаях играть – одно удовольствие.

Валерий Копман: Как часто репетирует Dynasty?

Александр Сипягин: Только тогда, когда появляются новые аранжировки композиций Мингуса, при подготовке к записям диска, к гастролям или ответственным концертам, например, в нью-йоркском Линкольн-Центре...

Валерий Копман: Как вы относитесь к итогам ежегодных опросов джазовых критиков в журнале Down Beat?

Александр Сипягин: Серьезно я их не воспринимаю. Это скорее пособие для продюсеров и промоутеров, хотя какая-то доля правды в них и есть. Но вот диски, которые они рекламируют, слушать невозможно.

Валерий Копман: Саша, скажите, когда вы оказались в Америке, вам не предлагали высокооплачиваемую работу в шоу-бизнесе, в ресторанах?

Александр Сипягин: Заявляю ответственно: для джазового музыканта подобная работа на сто процентов тупик. Не ради денег я оказался в Америке. Джаз – состояние души, и это моя музыка. Главное, не размениваясь на попсу, стремиться достигнуть в джазе достойного исполнительского уровня, добиться признания профессиональным джазовым сообществом. На первых порах, пока я вставал на ноги в новой для меня стране, пришлось пройти через ресторан, свадьбы, вечеринки... В 1991 году, в одном из ресторанов Нью-Йорка, я играл в составе московского ансамбля "Мелодия" Бориса Фрумкина. Имея ангажемент на две недели, мы отработали в ресторане... 5 месяцев. Но все равно, я твердо знал и понимал – главное, пока молодой, надо вовремя из всего этого уйти. К сожалению, многие молодые и одаренные джазовые музыканты пропадают в пучине поп-музыки.

Валерий Копман: В связи с чем в Америке сокращается количество биг-бэндов?

Александр Сипягин: Все дело в экономике. Когда во всех странах она идет вниз, то это сразу отражается на джазе, и в первую очередь страдают биг-бэнды.

Валерий Копман: Насколько жизненно важна для американского джаза Европа?

Александр Сипягин: Очень важна. Не знаю, как бы он жил без Старого Света. Ведь американские музыканты значительное время проводят в европейских странах: концерты, джазовые фестивали, ангажементы, работа по контрактам... К счастью, люди продолжают любить джаз.

Валерий Копман: Спасибо за беседу и до новой встречи.

Фото Ояра МАРТИНСОНСА

Валерий КОПМАН

2007г.


авторы
Валерий КОПМАН
страна
Латвия
Расскажи друзьям:

Еще из раздела концерты 2007 - 2009 года
Spoonfull - Десятилетие группы ARK Superfunk Collective - Концерт в Минске Оскар Питерсон: привет с того света (джазовый финал в местной филармонии) Glenn Hughes в "Бронксе"
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com