Фанки жил, фанки еще жив, а эйсид будет жить — этот лозунг как нельзя лучше подходит для московской группы "Modus". То, что уже неинтересно играть опытным и перепробовавшим все стили мэтрам вроде Алексея Козлова, очень даже по душе молодежи, которая выискивает в разных устоявшихся направлениях новые тенденции и смело "скрещивает"их друг с другом.
Результат налицо. То, что новый стиль еще не определился окончательно, не имеет большого значения. Эйсид-джаз у многих вызывает неприятие, но только по той причине, что за него часто выдается обыкновенная попса, притворяющаяся джазом. Точно такая же реакция была в свое времяу первых энтузиастов новоорлеанского стиля на оркестр Пола Уайтмена. Но время расставило их всех по местам, и настоящая музыка вовсе не пострадала от того, что самозванцы и дальше время от времени пользовались ее именем.
Вернемся, впрочем, к "Модусу". Одно из значенийэтого латинского слова — "мера", другое — "ритм", "размер".Оба они в сочетании друг с другом очень подходят к стилю ансамбля. Первое,что можно сказать после прослушивания: "Ритм — это их стихия!"Но второй особенностью будет то, что ритм для них не самоцель, а только способ (кстати, "способ" — третье значение слова "modus").
Горячий темп и ритмический рисунок фанки в сочетании спрохладными остинатными рисунками темы делают звучание группы одновременно живым, нерасслабленным, но и слегка отстраненным, философским. Нечто отдаленно похожее делал в конце жизни Майлс Дэйвис, но у него было гораздо больше"черноты", "рэповости", чего у москвичей нет и в помине. В их мелодиях меньше блюза, больше виртуозности и практически нет той примитивности,за которую так ругают эйсид. К тому же, в отличие от устоявшейся уже псевдотрадиции эйсида, их темы имеют мало общего с латиноамериканскими и ближе к модальным вариациям.
Возможно, кому-то не понравится некоторая навязчивость и монотонность ритма, но, мне кажется, это сознательный прием: темповая фактура в этой музыке как однородно зачерненный холст, на котором духовые и фортепиано плетут очень сложную, иногда декоративно-абстрактную, иногда реалистическую, яркую звуковую картину.
Самое время представить музыкантов: Владимир Иванов —клавишные, Владимир Володин — ударные, Дмитрий Косинский — бас-гитара, Валерий Люстров — тенор-саксофон, Сергей Зубков — труба. Отточенные, строгие,холодные соло на трубе изредка прерывают напор тенор-саксофона, которыйнастолько энергичен, что подобные перерывы всегда бывают кстати. Да, чувствомеры (в соответствии с названием группы) у ребят явно присутствует. Мне кажется, немалую роль в этом играет Владимир Иванов, который играет в ансамбле примерно ту же роль, что Дюк в своем биг-бэнде и, меньше внимания уделяя сольным партиям, исполняет роль своеобразного "дирижера". Впрочем, это лишь субъективное мнение, и, если я ошибся, заранее прошу прощения у музыкантов.
В завершение небольшая справка: до 1996 года эта группа носила название "Lilac Orchestra" и выпустила два компакт диска— "Tsunami" в 1994 г. и "New State/Alter Quality" в1995 на лэйбле "SNC Records".
"Озвученный" визит Сергея Манукяна к своему другу Юрию Кузнецову в его одесский клуб "Домино". Визит явно удачный, так как и одесская публика, похоже, хорошо знакома с Манукяном, и гостеприимному хозяину клуба нетрудно было в связи с этим дополнить ...
На сцену Украинского театра в Одессе вышло два очень интересных музыканта. Вапиров — саксофонист, композитор, педагог, типичный шестидесятник по времени прихода в джаз — всегда питал склонность к экспериментам, к авангардным поискам. ...
Американский гитарист Дуг Рэйни, подобно многим другим заокеанским джазменам, пустил прочные корни в Европе. Почти половину жизнион провел в Дании. Тем не менее родина остается родиной, и в 1993 году Дуг в очередной раз вернулся в Нью-Йорк. ...
Запомните хорошенько это название и имя — ансамбль "ТакеДаке"и Джон Кайдзан Нептюн (John «Kaizan» Neptune). Уж не знаю, где вам доведетсястолкнуться с их музыкой (к нам диск пришел напрямую из Японии), но это,пожалуй, один из самых необычных по ...
Виртуозный бразильский тенор-саксофонист Иво Перельман как-то незаметно быстро утвердился в околоджазовых кругах, выпустив за последние несколько лет серию выдающихся работ. Присущие его музыке интонации воспламеняющих бразильских ритмов, ...
Песни на этом альбоме так же великолепны, как и кулонс кельтскими узорами, изображенный на его обложке. На диске представленычетыре наиболее известные в настоящее время исполнительницы кельтских песен. Несколько слов о каждой из них. Итак, самая ...
Еще не дослушав до конца этот альбом, мне пришлось где-то на второй его трети выключить проигрыватель и малость перевести дух — столько энергии от музыки не всегда получишь и на рок-концерте. Потоки, каскады звуков низвергаются из колонок сразу же ...
Общеизвестно, что на сегодняшний день Бенни Уотерс являетсясамым старшим из всех постоянно играющих джазовых музыкантов. Похоже, чтоему уготовлена судьба Юби Блейка (Eubie Blake), пианиста и композитора,сочинявшего рэгтаймы, рекордсмена в мире ...
«Сюита в двух частях, посвященная всем страдающим детям на планете...» — буквально так написано в буклете к этому, несомненно,оригинальному, проекту. Ах, американцы, американцы... Ну просто хлебом их не корми, дай только себя чему-нибудь посвятить. ...
Скотт Филдc, один из наиболее радикальных новаторов и конструкторов фри-джаза, заметил как-то, что полное освобождение импровизирующего музыканта — это предельная черта, за которой дальше уже идти некуда. Американец Стефен Дембски пытается проложить ...
Перед вами — очередной (четвертый по счету) сборник старых записей группы «Арсенал». В него вошли вещи 1986 — 1991 гг., когда Алексей Козлов со своей группой еще работал в Калининградской филармонии. Уже прошли волны увлечения Джоном Маклафлином, ...
Ветераны современного джаза тенор- и сопрано-саксофонистИван Паркер (не путать с Чарли) и перкуссионист Пол Литтон играют вместеи с группами в различных вариантах с 1966 года. С 1970 года к ним присоединилсяконтрабасист Барри Гай, и дуэт превратился ...