nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Неудавшийся конкурент Сэчмо (История джаза от Timeless)

Неудавшийся конкурент Сэчмо (История джаза от Timeless)  Уже самая первая пластинка Армстронга, записанная компанией "OKeh" в 1925 г., стала сенсацией. До того он был, что говорится, широко известным в узких кругах - музыкантов и завсегдатаев танцхоллов и ночных клубов, где играли и "King Oliver Jazz Band", и оркестр Флетчера Хендерсона, в которых работал молодой трубач. Но для записей Армстронг собрал свою "Горячую пятерку", и успех пластинки был поистине мгновенным и всеамериканским.

Как говорил в конце двадцатых трубач Док Читэм (Doc Cheatham): "Каждые два месяца "OKeh" выпускала новую пластинку Луи Армстронга, и мы все спешили в магазин и покупали себе по экземпляру. Каждая, совершенно каждая вещь была одновременно и уроком, и открытием".

Только в конце 1928 года фирма "Brunswick" решила запустить в Чикаго аналогичный проект, в котором были задействованы два трубача, считавшиеся тогда конкурентами Сэчмо. Одним из них был негр Джаббо Смит (Jabbo Smith), другим - белый музыкант Рубен "Ривер" Ривз (Ruben "River" Reeves). Оба они были отличными исполнителями, и их записи какое-то время (хоть и очень недолгое) хорошо продавались, но, увы, настоящей конкуренции не получилось. Луи приобрел к тому времени уже настолько широкую популярность, что догнать его было невозможно, да и мастерство его как солиста, честно говоря, было повыше. Кстати, с Джаббо Смитом позже произошла интересная метаморфоза - совершенно забытый публикой на протяжении более чем двадцати лет, он был "открыт заново" в середине семидесятых и целых двадцать лет провел в активной сценической деятельности, разъезжая по всему миру, участвуя в фестивалях и записываясь на пластинки.

Но сегодня речь пойдет именно о Рубене Ривзе, который поначалу пытался приблизить звучание своего бэнда к стилю армстронговской "Горячей пятерки" и "Горячей семерки". Ривз был образованным музыкантом, выпускником консерватории, и его манера игры, несмотря на яркость и внешнюю привлекательность, отличалась меньшей эмоциональностью и непосредственностью, чем у его оппонента. Однако давайте по порядку.

Родился Рубен в 1905 году в Чикаго, там же учился и работал, играл в известных бэндах Эрскина Тэйта (Erskine Tate) и Дэйва Пэйтона (Dave Payton), а после окончания консерватории к тому же преподавал музыку в "Wendell Phillips High School". Ривз начинал записываться на пластинки достаточно случайно - в составе оркестра кларнетиста и саксофониста Фесса Уильямса. Две пьесы этого оркестра представлены в самом начале этого альбома. Уильямс сам был виртуозом, хорошо понимающим джаз и часто приглашавшим к себе на сессии записи разных интересных солистов. В 1928 году таким музыкантом и оказался Рубен Ривз, бывший тогда как раз "штатным" трубачом в бэнде Эрскина Тэйта. Уже в этих первых записях хорошо слышна горячая свинговая манера Ривза, особенно выделяющаяся на фоне "сладких", слегка манерных аранжировок Уильямса. Интересно, что Уильямс как инструменталист и лидер оркестра оказался не "жадным" и дал возможность Рубену показать себя в полной мере.

В 1929 году с мая по сентябрь состоялась целая серия записей Ривза для компании "Vocalion" (филиал "Brunswick"), для которой он собрал уже свои собственные комбо под разными названиями: "Ruben 'River' Reeves And His Tributaries", "Hollywood Shufflers", "Ruben 'River' Reeves And His River Boys". Несмотря на разные имена, это были оркестры с почти постоянным персоналом. Первые же вещи, сыгранные и записанные в мае 1928 года группой Ривза, показали, что он тогда находился под большим влиянием стиля "Горячей семерки" Сэчмо. Некоторые пьесы впрямую имитируют армстронговский стиль в своих вступлениях, где малоизвестный пианист Джимми Принс старается играть один в один как Эрл Хайнс из "Семерки". Однако сам Рубен не занимается копированием и показывает отличную (и в прямом, и в переносном смысле слова) технику и фантазию.

Вместе с Ривзом во всех его составах 29-го года участвует кларнетист Омер Саймен (Omer Simeon) - один из немногочисленных постоянных друзей и музыкальных партнеров Джелли Ролл Мортона. Сам Мортон считал его вообще лучшим новоорлеанским кларнетистом. Может быть, это и не так, но авторитет Саймена был действительно очень высок. В записях оркестра Ривза он сам и Омер Саймен - основные солисты, причем, похоже, что именно кто-то из них еще и поет скэтом в нескольких вещах. В комментариях к оригинальной пластинке этот факт никак не отражен, поэтому приходится только гадать, кто же все-таки решился внести еще один элемент подражания Армстронгу в общий саунд бэнда.

В то время Луи расширил оркестр до десяти человек и начал делать на "OKeh" записи с более коммерческим джазом, которые имели еще больший успех, чем предыдущие, причем в его аудитории постоянно росла доля белых американцев. "Vocalion" ответила пластинками Ривза с другим названием его бэнда, добавив в него саксофониста Дарнелла Ховарда (Darnell Howard) и еще нескольких музыкантов. Изменилось и звучание на чуть более "сладкое" и мягкое, но превосходные аранжировки Ривза плюс яркие, по-настоящему "хот" соло и его самого, и Саймена, и Джеральда, тромбониста - брата Рубена - дали в сумме очень своеобразный запоминающийся образ. Остается только пожалеть, что эта группа была втянута в прямую конкуренцию с оркестром Армстронга и все в итоге решали размеры продаж пластинок. Сегодня, спустя шестьдесят лет, видно, что у бэнда Ривза был очень большой потенциал, а его собственная манера отличалась благородным звучанием и лаконичностью.

В репертуаре оркестра были и пьесы с вокалом. Несколько певцов неизвестны, но ряд песен исполняет сестра известнейшего бэндлидера и вокалиста того времени Кэба Кэллоуэя - Бланш Кэллоуэй. Ее невысокий, но зато очень блюзовый голос добавил бэнду немного раскрепощенности и шарма, но и этого оказалось недостаточно, чтобы проект стал финансово успешен. Кажется, они не смогли просто найти свою "нишу": для коммерческой музыки они оставались слишком джазовыми, а для джаза - чересчур коммерческими. Если бы у них было время - хотя бы пару лет - на совершенствование стиля своих записей, может быть, что-то из этого и вышло бы, но компания не получала ожидаемых прибылей и к концу 1929 года свернула данный проект. Музыканты, конечно, без работы не остались, но отсутствие записей не могло не сказаться на падении их едва возникшей и пока еще небольшой популярности.

Ривз еще какое-то время играл у Эрскина Тэйта, а потом собрал свой очередной, довольно большой, оркестр и с успехом гастролировал по северу Америки. Его аранжировки и собственный стиль претерпели изрядные изменения - это был уже типичный ранний свинговый биг-бэнд без явного налета коммерционализма и с оригинальным драматическим звучанием. В оркестре из раннего состава остался только брат Рубена Джеральд, зато пришел прекрасный кларнетист, саксофонист, аранжировщик и композитор Франц Джексон (Frantz Jackson) и другие, очень неплохие музыканты. Джексон делал сложные, выверенные аранжировки и с большой выдумкой распределял партии между группами духовых. Даже сейчас они слушаются вполне "на уровне" - не хуже ранних биг-бэндовых записей Эллингтона - чем-то они напоминают его стиль, вот только без "гроул"-эффектов.

В 1933 году их пригласила на сессию записи все та же фирма "Vocalion". Они сделали несколько треков, которые оказались весьма и весьма удачными и с музыкальной точки зрения, и с финансовой. Пластинки, несмотря на кризис в стране, неплохо продавались, и, казалось бы, такой успех мог стать началом его новой карьеры, но... это были последние записи Рубена Ривза. Причина неизвестна - то ли он поссорился с руководством компании, то ли что еще, но вскоре он распустил оркестр и присоединился к биг-бэнду Кэба Кэллоуэя. Позже он переехал в Нью-Йорк и... вступил в армию, там играл в армейских оркестрах, потом даже принимал участие во второй мировой войне, правда, достаточно оригинально: дивизионный оркестр под его руководством ездил с выступлениями по частям, расквартированным по различным регионам Тихого океана.

После окончания войны Рубен Ривз уволился из армии и пошел играть в группу барабанщика Гарри Дайала (Harry Dial), с которым выступал до 1952 года, а после этого совершил еще один неожиданный шаг - попросту бросил музыку и стал... береговым охранником. Так непонятно завершилась многообещающая карьера блестящего трубача и бэндлидера, одно время бросившего вызов самому Луи Армстронгу и бывшего уж точно не хуже большинства ведущих солистов своего времени. Оценить это можно и сейчас - достаточно поставить в проигрыватель диск и послушать соло Ривза - мощные, изобретательные и так современно звучащие.

Подготовил Евгений ДОЛГИХ


стиль
джаз
автор
Евгений ДОЛГИХ
страна
США
музыкальный стиль
традиционный джаз


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела история джаза

  • стиль: джаз, джаз
Нельзя сказать, что имя Адриана Роллини (Adrian Rollini) начисто забыто джазовыми историками. Книги, рассказывающие о традиционном джазе, не обходятся без его упоминания. Но, как правило, звучит это имя в длинном ряду, перечисляющем "и других"; его ...
  • стиль: джаз, джаз
Эти два экспоната из джазовой галереи фирмы "Timeless" просто невозможно отделить один от другого. По временным рамкам и по месту действия они великолепно дополняют друг друга, выстраивая впечатляющую панораму чикагского джаза 20–х годов. ...
  • стиль: джаз, джаз
Господа джазфэны, вспомните все, что вы когда–либо читали о зарождении джаза и его самых первых шагах. Разумеется, львиная доля всех описываемых событий происходила в Новом Орлеане. Что касается места, то тут никаких сенсаций вроде бы не ...
  • стиль: джаз, джаз
В конце 1922 года двадцатипятилетний музыкант по имени Сидней Беше возвращался из Европы домой в Штаты. Возвращался не по своей воле. Он был выслан из Великобритании как нежелательный иностранец в связи с обвинением в нападении на женщину. Возможно, ...
  • стиль: джаз, джаз
Этот альбом занимает довольно своеобразную позицию в коллекционной серии фирмы "Timeless". Судя по названию, он заявлен как портретный сборник записей известного в традиционном джазе банджоиста, гитариста и лидера Эдди (Элберта Эдвина ) Кондона ...
  • стиль: джаз, джаз
Луи Армстронг середины двадцатых — фигура столь же противоречивая, сколь и значительная для истории джаза. Его почитатели как в прошлом, так и в настоящем единодушно отмечают, что с оркестрами, где он играл, Сэчмо не всегда везло. Взять, например, ...
  • стиль: джаз, джаз
"Джаз родился в Новом Орлеане", — утверждал и доказывал Джелли Ролл Мортон в серии своих знаменитых интервью Алану Ломаксу (Alan Lomax), записанных для библиотеки Конгресса в 1938 году. Оспаривать это высказывание мы не собираемся, можно только ...
  • стиль: джаз, джаз
Сент-Луис, крупнейший город штата Миссури, расположенный в среднем течении главной реки Америки — Миссисипи, в начале века слыл столицей рэгтайма. С этим городом связаны творческие судьбы таких выдающихся мастеров, как Скотт Джоплин (Scott ...
  • стиль: джаз, джаз
Сегодня, когда коррумпированность отечественного (читай, СНГ-шного) шоу-бизнеса стала притчей во языцех, а на телеэкранах и на газетных страницах во всеуслышание рассуждают о том, что "раскрутить" можно даже бревно, были бы деньги, кажутся ...
  • стиль: джаз, джаз
Нынче мало кто знает о джаз-бэндах, игравших и записывавшихся в двадцатые годы на юге США, в Техасе. Собственных студий звукозаписи в середине того десятилетия не было ни в Далласе, ни в Хьюстоне — главных городах штата, и все записи, представленные ...
  • стиль: джаз, джаз
Джаз в Америке зарождался в Новом Орлеане, пускал корни в Чикаго и Нью-Йорке, но пусть это никого не вводит в заблуждение и не настраивает на то, что в начале века эту музыку хорошо знали только в некоторых городах. Взять, к примеру, Калифорнию. ...
  • стиль: джаз, джаз
Нет, уважаемые читатели, вас, конечно же, ждет не репортаж из психиатрической больницы где-то в Средней Азии. Таким, несколько вольным, названием очередной обзор альбомов исторической серии "Timeless Records" обязан главным героям двух дисков, о ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com