Dick Heckstall-Smith — не просто один из наиболее признанных джазовых музыкантов Великобритании — это поэт саксофона, экспрессивный и чувственный инструменталист. Но он к тому же и талантливый композитор. "Celtic Steppes", проект, в котором нашли отражение музыкальные, духовные и этнические черты кельтского наследия, это поэма, очень напряженная и вместе с тем компактная. Она исполнена образов далекого прошлого и отдаленного будущего. Это своеобразная сага, созданная гигантами британской джазовой сцены, ультрановая и вместе с тем древняя.
Диск состоит из 3-х композиций и как бы разделен на две части. 1-я и 3-я темы уносят слушателя на 2,5 или 3 тысячи лет назад, к моментам зарождения и интенсивного развития кельтских языков и самобытной, уникальной культуры. Звучат некоторые из немногих дошедших до нас кельтских песен.
2-я композиция на диске переносит нас в более поздний период — 0—500 годы нашей эры. Созерцательная, таинственная песня развивается, проходя различные моменты до своего завершения; от мрачноватой, пронесенной народом Уэльса через века кельтской саги происходит переход, слегка как бы предчувствованный, к своеобразному джазовому вальсированию. Трубачи Kevin Robinson и Claude Deppa приводят этот момент к взволнованному окончанию. Происходит смена настроений, когда повторяется сама тема композиции, на этот раз она звучит не таинственно, а напряженно, чувствуются мотивы крови и насилия. В музыке отражен продолжительный и жестокий период проводимого англосаксами этнического очищения южной Англии от кельтских племен, пока от них не осталось лишь то, что мы привыкли называть населением Уэльса. В конце этого музыкального фрагмента английский рожок Дина Фоулера (Dylan Fowler) звучит подобно голосу морской волны, чайки или альбатроса. Исполняется древний кельтский напев, использованный в 1-й композиции. Эта песня напоминает плач. Воображение рисует птицу, проносящуюся в свинцово-сером предгрозовом небе восточной Англии. Иссиня-черная полночная темнота ложится на землю, чувствуется какая-то дисгармония этой ночи, и совы кружатся над изломанными и безжизненными очертаниями холмов. Внезапно мы как бы ощущаем, что находимся на два тысячелетия впереди, и наше настоящее — позади нас. Звучит соло Дэйва Брукса (Dave Brooks) на волынке. Это возвращение 1-й темы, проникнутой древнейшими кельтскими мотивами. Она приходит изменившейся и пережившей свое время. Но творческий замысел авторов проекта стремительно и безрассудно бросает нас в финал, преобразуемый негритянской ритм-секцией в агрессивно звучащий джаз-рок, перекрывающий кельтскую мелодию.
В записи данного проекта приняли участие многие музыканты, которых по праву можно назвать лидерами британской джазовой сцены. Dick Heckstall-Smith смог объединить 20 человек, в числе которых перкуссионист Karl Van Den Bossche, ударник Kenrick Rowe, саксофонисты En Jones, John O'Neill, Don Weller, Theo Travis, Lee Goodall, тромбонисты Derek Wadsworth и Richard Henry, трубачи Kevin Robinson и Claude Deppa. В записи приняли участие известные фолк-музыканты: Dylan Fowler (гитары, английский рожок) и Dave Brooks (волынка). В результате столь удачного осуществления проекта была достигнута основная цель: привлечь внимание к музыкальному наследию кельтов. Вместе с тем это еще одно подтверждение того, что джазовые музыканты благодаря своей грамотности могут играть во всех музыкальных жанрах.
(p) & (c) 1995 33 Records 3tks/31mins
Посвящается памяти Lionel Grigson.
Ну наконец–то! Сколько раз приходилось сетовать на отсутствие ярких новых имен в мужском джазовом вокале — и вот оно, это имя: Курт Эллинг. Первый его диск 1995 года "Close Your Eyes" сразу удостоился номинации на "Грэмми", сегодня ...
Круг потребителей world music растет просто на глазах. Спрос рождает предложение. В поисках новых экзотических звучаний многие устремляются в самые отдаленные уголки планеты. А вот немецкие музыканты, работающие в Мюнхене под залихватским название ...
"Озвученный" визит Сергея Манукяна к своему другу Юрию Кузнецову в его одесский клуб "Домино". Визит явно удачный, так как и одесская публика, похоже, хорошо знакома с Манукяном, и гостеприимному хозяину клуба нетрудно было в связи с этим дополнить ...
На сцену Украинского театра в Одессе вышло два очень интересных музыканта. Вапиров — саксофонист, композитор, педагог, типичный шестидесятник по времени прихода в джаз — всегда питал склонность к экспериментам, к авангардным поискам. ...
Американский гитарист Дуг Рэйни, подобно многим другим заокеанским джазменам, пустил прочные корни в Европе. Почти половину жизнион провел в Дании. Тем не менее родина остается родиной, и в 1993 году Дуг в очередной раз вернулся в Нью-Йорк. ...
Запомните хорошенько это название и имя — ансамбль "ТакеДаке"и Джон Кайдзан Нептюн (John «Kaizan» Neptune). Уж не знаю, где вам доведетсястолкнуться с их музыкой (к нам диск пришел напрямую из Японии), но это,пожалуй, один из самых необычных по ...
Виртуозный бразильский тенор-саксофонист Иво Перельман как-то незаметно быстро утвердился в околоджазовых кругах, выпустив за последние несколько лет серию выдающихся работ. Присущие его музыке интонации воспламеняющих бразильских ритмов, ...
Песни на этом альбоме так же великолепны, как и кулонс кельтскими узорами, изображенный на его обложке. На диске представленычетыре наиболее известные в настоящее время исполнительницы кельтских песен. Несколько слов о каждой из них. Итак, самая ...
Еще не дослушав до конца этот альбом, мне пришлось где-то на второй его трети выключить проигрыватель и малость перевести дух — столько энергии от музыки не всегда получишь и на рок-концерте. Потоки, каскады звуков низвергаются из колонок сразу же ...
Общеизвестно, что на сегодняшний день Бенни Уотерс являетсясамым старшим из всех постоянно играющих джазовых музыкантов. Похоже, чтоему уготовлена судьба Юби Блейка (Eubie Blake), пианиста и композитора,сочинявшего рэгтаймы, рекордсмена в мире ...
«Сюита в двух частях, посвященная всем страдающим детям на планете...» — буквально так написано в буклете к этому, несомненно,оригинальному, проекту. Ах, американцы, американцы... Ну просто хлебом их не корми, дай только себя чему-нибудь посвятить. ...
Скотт Филдc, один из наиболее радикальных новаторов и конструкторов фри-джаза, заметил как-то, что полное освобождение импровизирующего музыканта — это предельная черта, за которой дальше уже идти некуда. Американец Стефен Дембски пытается проложить ...