Было время, когда Валентина Пономарева слыла первой леди советского джаза, когда она на равных участвовала в чекасинско-курехинских экспериментах. Потом ее поразительный вокал стал звучать в джазе все реже, казалось, певица целиком перешла на исполнение родных для себя цыганских напевов, находящих у широкой российской публики значительно больший отклик, чем любое из направлений джаза. Однако, как показывает и данный альбом, старая любовь не ржавеет и нынешняя Пономарева по-прежнему способна громко (forte) заявить о себе в джазе.
Ее новый альбом составлен из разных записей последних лет, в основном он записывался вживую, в Екатеринбургской филармонии с квартетом "AMA-Jazz" в январе 1999 г. и в московском клубе "Forte", 8-го марта 1998 г., в "день Клары Цеткин", как шутит в записи один из ее участников, Сергей Манукян. Атмосфера обоих этих концертов несколько разнится друг от друга. В филармонии все несколько строже, аргументированнее, в клубе — попроще, музыканты более по-свойски общаются друг с другом и запись прекрасно передает эту более теплую, почти домашнюю обстановку.
Среди уральских записей я бы особо отметил стартовую композицию диска, "Караван-99", посвященную Эллингтону, где мелко вибрирующий, захлебывающийся скэт певицы вместе с голосами других инструментов закручивает головокружительную карусель вокруг едва намеченного контура оригинала классической темы. Я не случайно поставил голос Пономаревой в один ряд с инструментами. Практически во всех треках певица использует его именно как уникальный живой инструмент, возможности которого воистину безграничны, что доказывают и дуэт с Брилем, и трио с участием Сергея Летова и ЛаДонны Смит, и пьеса Владимира Николаева "Molto Espressivo", самая длинная композиция диска, где живой голос соперничает с электронными звучаниями.
В отличие от блюза или традиционного джаза, в новоджазовой вокалистике европейские певицы совершенно свободны от комплексов подражательности и вполне на равных конкурируют с американками. В этом смысле вокальные возможности Пономаревой вполне позволяли бы ей претендовать на ведущие места в мировой табели о рангах. Но вольной цыганской душе не прикажешь, свой путь она выбирает сама. Спасибо, что хоть изредка заглядывает она и на огонек джазового костра. И пламя тут сразу разгорается ярче, свидетельством чему служит и данный альбом.
Начинающего обозревателя вроде меня так и подмывает обыграть провоцирующе звучащее по-английски название британско-российского проекта — не то Трио Григория Прекрасного, не то Прекрасное Трио Григория. Будем считать, что мы это сделали. Что же вошло ...
Среди многочисленных, но неизменно относящихся к традиционному джазу или, в крайнем случае, к мейнстриму релизов фирмы "Arbors Records" особое место принадлежит серии сольных фортепианных записей современных мастеров доброго старого джаза. Наш ...
В коротеньком пресс-релизе к альбому сказано (не больше, не меньше), что эту музыку можно с равным успехом слушать как в синагоге, так и на дискотеке... Смелое заявление, рассчитанное больше на эпатаж, но доля истины в нем есть. Разве что уж в очень ...
Седовласый улыбающийся господин по имени Лэрри Инет, которого мы видим на обложке диска сидящим на переднем плане за роялем, увлекается джазом с 13 лет и уже с 14 лет сам его играет. Однако свой первый диск Лэрри записал лишь в 1997г. в возрасте 66 ...
Самый живой Брубек из последнего десятка теларковских Брубеков! И не только потому, что записано живьем ("Recorded Live"). А скорее потому, что здесь музыканты в крайне оживленном состоянии духа и вдохновения. По-видимому, пожилым джазменам ...
Шесть лет назад, в одной из студий Санкт-Петербурга, была записана эта программа, изданная сегодня фирмой "Богема". Загадочное слово "samkha", являющееся одновременно и названием группы, и названием проекта, имеет двоякое значение: это и раковина, и ...
Судя по всему, этот альбом рождался долго и непросто. Достаточно всмотреться в текст на вкладыше: первые четыре пьесы писались 14 мая аж 1991 года живьем во время одной из радиопрограмм; еще три — во время другой радиопрограммы, но уже 6 июня 1997 ...
Табла стали известными в современной музыке довольно давно.Но из всех индийских экзотических инструментов, которые стали часто появлятьсяна европейской сцене еще со времен первых гастролей Рави Шанкара (RaviShankar), только они получили постоянную ...
Погрузив данный диск в CD-плейер, я одновременно начал изучать информацию, содержащуюся на вкладыше и в заботливо приложенном фирмой дополнительном рекламном листке. Вначале я не поверил своим глазам,потом несколько нервно заулыбался, потом, ...
Давненько я не получал такого огромного и совершенно искреннего удовольствия! Несколько дней подряд слушал практически только этот альбом, наслаждаясь, поражаясь и завидуя. Наслаждался тем, что было сделано болгарским вокальным квинтетом; поражался, ...
Мне необычайно приятно представлять этот альбом. Дело в том, что читатели нашего журнала хорошо знают Альберто Готтарделли, гордо называющего себя Гот – его классные снимки музыкантов постоянно иллюстрируют статьи Евы Симонтакки. Но Альберто – вовсе ...
Трудно поверить, но автор этого альбома — швед, выпускник консерватории Мальме. В шведском джазе похоже становится традицией появление новых ярких звезд с русскими этническими корнями: можно припомнить молодую вокалистку Викторию Толстой, а ...