nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Эл Фостер в Минске. Заметки после концерта

стиль:

Эл Фостер в Минске. Заметки после концерта Джазовые гости появляются в Минске все чаще. Это отрадный факт, особенно, если вспомнить, как обстояли дела в этой сфере еще пять – шесть лет назад. Беда только, что иногда ситуация напоминает белорусскую поговорку "разам густо – разам пусто". Концертные агентства плоховато координируют свою деятельность, если координируют ее вообще. И тогда интересные гастрольные выступления стоят в календаре плотно друг за другом, а то и вообще происходят в один и тот же день. А, к сожалению, потенциальная аудитория для таких концертов ограничена, любителей джаза в Минске не столь много, как хотелось бы и, в результате, залы заполняются отнюдь не на сто процентов… И еще одна деталь. В понятном желании привлечь зрителя некоторым организаторам явно изменяет чувство реальности. Афиши пестрят определениями "лучший в мире", "звезда мирового джаза", "легендарный", "непревзойденный" и так далее. Происходит девальвация понятий, которая и выступающих, невольно оказывающихся заложниками такой рекламы, дискредитирует и формированию вкусов зрителя не способствует. Ситуация напоминает модные в Российской империи начала прошлого века чемпионаты по французской борьбе, когда в цирке - шапито какого-нибудь уездного Урюпинска выступали сплошь чемпионы мира, Европы, обеих Америк и, уж разумеется, России…

Но это к слову – больно уж накипело. А все выше сказанное ни в коей мере не относится к организованному "Эквилибриум АРТС" 23 сентября концерту квартета Эла Фостера. Этот единственный в Беларуси концерт состоялся в рамках большого осеннего тура музыкантов по пост-советским странам Европы с 10 по 26 сентября – три концерта в России, четыре в Украине и один у нас, в Минске. Вот уж в данном случае практически любое из выше приведенных определений является уместным (афиша концерта, кстати. была действительно информативной и со славословиями не "пережимала"). Эл Фостер – без всяких натяжек, личность легендарная. Барабанщик, игравший в ансамбле Майлса Дэвиса с 1972 по 1985 год, сменивший в нем Джека Де Джонетта, был не просто партнером великого музыканта, но и его настоящим другом. Эл был одним из немногих людей из мира джаза, с кем Майлс продолжал общаться в период своего отхода от музыки в конце 70-х годов, и он же продолжил играть с Дэвисом после камбэка последнего в начале 80-х. Дэвис посвятил Фостеру немало теплых слов в своей автобиографии, что для злоязыкого "Темного мага" явление исключительное. Еще были выступления с ансамблями Роллинса, Хэнкока, Хендерсона а, с 1996 года, непрекращающаяся гастрольная круговерть со своим квартетом. Ну и, разумеется, диски, диски, диски – как в качестве лидера, так и в качестве сайдмена…

На сцену Минского Дома Офицеров гости вышли под овации зала. Эл Фостер и его партнеры не тратили время на долгие представления и практически сразу начали играть. Возможно, первая пьеса звучала еще несколько суховато – музыканты "разогревались", привыкали к новой для себя сцене, ловили энергетические импульсы из зала, щедро посылаемые минской публикой. И дальше дело пошло куда как веселее. Начался настоящий джаз. Программа концерта была весьма разнообразной, хотя при этом практически все пьесы были "прочитаны сквозь пост-боповые очки" – звучала и музыка самого Фостера, и классический джазовый стандарт Дюка Эллингтона "In a Sentimental Mood", и привет из эры музыки фьюжн в виде композиции Херби Хэнкока, и почти обязательная в последнее время на джазовых концертах порция "латины". Концерт проходил в день 84-летия со дня рождения одного из величайших гениев джаза Джона Колтрейна – Фостер не преминул напомнить об этом публике, перед исполнением музыки Джона. Разумеется, не обошлось и без музыки Майлса Дэвиса – была исполнена его пьеса Jean-Pierre с альбома We Want Miles (1981). Именно Эл Фостер участвовал тогда в первой записи этой композиции.

Маэстро время от времени с видимым трудом выбирался из-за своей ударной установки и беседовал с публикой – объявлял очередные номера, неоднократно представлял музыкантов своего квартета, произнес несколько слов о том, как ему понравился город и что он с коллегами хочет еще прогуляться по Минску (следующий концерт у квартета Фостера предстоял 25 сентября уже в Одессе), а перед началом второго отделения Эл и его коллеги тепло поздравили очаровательную ведущую вечера Ингу Бухвалову с днем рождения исполнением неизбежного Happy Birthday To You. Когда Эл стоял на сцене у микрофона, было заметно, что это уже весьма пожилой человек – Фостеру в январе исполнилось шестьдесят семь. Но стоило ему вернуться за ударную установку, как он словно сбрасывал с плеч пару-тройку десятков лет. Зал слушал в этот вечер настоящего Мастера. Виртуозная полиритмия, яркие брэйки, ювелирная работа щеточками – и при этом никаких внешних эффектов, никаких цирковых трюков, которыми подчас грешат ударники, пытаясь "делать шоу" - все точно и только по делу. Без единого чистого соло на ударных, Эл все время оставался настоящим лидером, ведя за собой весь ансамбль. А его квартет постоянно видоизменялся – то музыканты играли вчетвером, то квартет превращался в трио (ритмика плюс фортепьяно) или в дуэт ударных и контрабаса.

Все музыканты квартета по возрасту годятся лидеру чуть ли не во внуки. Басист Даг Вейсс (Doug Weiss) – самый опытный из партнеров Фостера, он работает с Элом с 1996 года, уже четырнадцать лет. За эти годы они достигли почти телепатического уровня взаимопонимания. Ритм-группа Фостер – Вейсс и в Минске работала безукоризенно, как часы. У Дага было довольно много возможностей для соло – пожалуй, мне давненько не приходилось слушать столь часто солирующего басиста. Играл Вейсс в основном "по-джазовому", то есть пиццикато, и лишь в коде нескольких композиций брался за смычок. Правда, при этом голос его инструмента, как правило, заглушался овациями зрителей, благодаривших музыкантов за очередную композицию. Немало аплодисментов снискала у минской публики и игра пианиста Адама Бирнбаума (Adam Birnbaum). Этот молодой музыкант работает с Фостером с мая прошлого года. Талантливый пианист, Бирнбаум имеет на своем счету уже несколько альбомов в качестве лидера, ряд престижных джазовых премий в США и в Европе. Не удивлюсь, если через пару лет он приедет к нам уже в рамках персональных гастролей. То же можно сказать и об основном солисте квартета, саксофонисте Эли Диджибри (Eli Digibri). Этот джазмен из Израиля тоже молод, но успел уже громко заявить о себе. Он принадлежит к многочисленному сегодня в американском джазе отряду израильских музыкантов, после успешного старта дома перебравшихся для продолжения карьеры на родину джаза. С 1999 года Эли успел поиграть со многими звездами, включая Хэнкока, Рона Картера, Мельдоу и многих других, а также записать пять альбомов в качестве лидера. О нем очень тепло отзываются многие его партнеры, включая и Эла Фостера, считающего Эли "…одним из немногих молодых саксофонистов, чья игра доставляет мне истинную радость". В Минске Диджибри играл на двух инструментах, сопрано и теноре, чаще на первом, и показал в отдельных композициях высокое мастерство. Бритоголовый, с тонкой бородкой и усами музыкант обладает запоминающейся внешностью. "Sexy, very sexy…"- постоянно приговаривал Фостер, представляя публике своего саксофониста.

В целом же минские любители джаза услышали сложившийся коллектив очень высокого уровня. На мой вкус, концерт квартета Эла Фостера был одним из самых интересных событий в джазовом сезоне этого года в Минске. Спасибо его устроителям и, как говорится, дай Бог, почаще бы видеть на наших сценах таких музыкантов.

Леонид АУСКЕРН

2010


авторы
Леонид АУСКЕРН
музыкальный стиль
мэйнстрим
страна
США
Расскажи друзьям:

Еще из раздела концерты 2010 - 2012 года
Денис Пашкевич. В постоянном поиске "Серебряная свадьба" открывает сезон Sullivan Room Boris Savoldelli в Украине: Voice Solo Orchestra "Free-Spoken band" tour 2010
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com