nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Финляндия - Джаз в стране Сибелиуса

Многим музыкальная культура Финляндии представляется в виде одной большой системы озер, по которой одиноко и величаво плывет Туонельский Лебедь. Это не соответствовало действительности при жизни Сибелиуса и тем более не верно теперь. Жизнь гораздо богаче любых схем, и даже экзотическому для этой суровой северной страны заокеанскому гостю по имени "джаз" нашлось свое достойное место в финской музыке. Хотя появился этот гость здесь достаточно поздно.

Страна Суоми, расположенная в северо-восточном углу Европы, лежала в стороне от магистральных путей распространения джаза в Старом Свете Штаты - Париж или Штаты - Лондон. Первый джазовый десант на финской земле высадился только в 1926г. Однако это не были концертные выступления американских музыкантов. Дело обстояло значительно прозаичнее. На океанском пассажирском лайнере "Андания", пришвартовавшемся в гавани Хельсинки, естественно, был свой судовой оркестр, увеселявший путешественников. Среди его музыкантов оказалось несколько финнов, которые и познакомили местных коллег с основами джазового музицирования. Семена были брошены в благодатную почву. Определенная часть финского общества, в основном его светская часть, с восторгом внимала новостям о золотом "веке джаза", исходившим из-за океана. Были уже и пластинки с этой самой современной и самой модной музыкой. Но хотелось послушать джаз и "живьем", пусть и в доморощенном варианте. Спрос, как водится, родил предложение. Отечественные танцевальные оркестры, пусть и весьма робко поначалу, начали играть в свинговой манере, уделив джазовым композициям определенную часть своего репертуара. Сохранились и записи 30-х годов с исполнением этой музыки. Появились и исполнители, у которых джазовое звучание получалось лучше, чем у других: тромбонист Клаус Салми, трубачи Ойген Мальмстен и Алвар Косонен и некоторые другие. В 1934г. стал издаваться журнал "Rytmi", ставший главным центром пропаганды джаза и объединивший вокруг себя музыкантов и поклонников джаза. В 1938г. Финляндию впервые посетил с гастролями настоящий американский джазовый бэнд - оркестр Эдгара Хэйеса (Edgar Hayes) из Нью-Йорка.

Определенная пауза в развитии финского джаза наступила в годы второй вировой войны. Хотя внутреннюю жизнь страны в этот период нельзя даже сравнивать с порядками, установленными в Третьем Рейхе, но Финляндия оставалась союзницей Германии и, соответственно, врагом союзных держав. Исполнение "вражеской музыки" оказалось неуместным, да и дансинги в военные годы были закрыты. Горение джазового огонька поддерживали лишь те, кто тайком, дома слушал музыкальные передачи американских и английских радиостанций. Все это сильно напоминает историю развития советского джаза более позднего периода, но с существенным отличием: по окончании войны, со снятием всех препон, джазовая музыка вновь зазвучала в Суоми в полный голос.

Вместе с планом Маршалла в голодную послевоенную Европу победоносно вступили кока-кола, жевательная резинка, сигареты "Camel" и... джаз во всем разнообразии стилистических направлений, возникших за последние годы. Маленькая Финляндия, зажатая между двумя враждебными блоками, образовавшимися в Европе, избрала в политике самую разумную тактику баланса и подчеркнутого уважения к обеим сторонам. В сфере же культуры, несмотря на особую заботу о национальных культурных ценностях, все ограничения были сняты. Уже в 1949г. в Финляндии побывал Луис Армстронг, не обходил ее вниманием и культуртрегер современного джаза Норман Гранц со своими концертами "Jazz At The Philarmonic". Естественно, и в Финляндии любители джаза разделились на традиционалистов и модернистов. Среди первых наиболее яркой фигурой был Харри Орвомаа, перещеголявший самого Панасье ригористичностью своего подхода к джазу. Боп вскружил поначалу больше голов не в столице, а в провинции, его центрами стали такие города, как Котка и Хяменлинна. Именно поклонник современного джаза Олли Хяме стал автором первой в Финляндии книги о джазе, изданной в 1949г.

Однако лишь в 60-х годах в стране появились первые джазмены-профессионалы, для которых исполнение джаза перестало быть разрядкой "для души" от работы в танцевальных оркестрах. Пришли в джаз и профессионалы из других музыкальных сфер. Среди них, бесспорно, выделяется фигура трубача Отто Доннера (р.1939), человека чрезвычайно разностороннего. Доннер играл авангардный джаз в Германии, руководил рядом собственных составов дома, стал одним из основателей компании звукозаписи "Love Records", а кроме того, в первой половине 70-х лет был директором всех развлекательных программ финского радио.

Два важнейших для финского джаза события произошли в 1966г. В этом году была основана финская джазовая федерация и впервые состоялся международный джазовый фестиваль в г. Пори. Сегодня федерация объединяет более сорока местных джазовых обществ, спонсирует туры по стране различных джазовых коллективов, издает журнал "Jazzrytmit" тиражом 11000 экз. Под эгидой федерации раз в год, в ноябре, проводятся Финские национальные джазовые дни и вручается ежегодная премия "Georgie Award" (с 1967г.). Что же касается фестиваля в Пори, то он и сегодня является самым крупным джазовым фестивалем в Финляндии. Вообще, яркая фестивальная жизнь является сегодня, пожалуй, самым активным проявлением финского джаза на международной арене. Каждый год в стране проходят до полутора десятков фестивалей помимо уже упомянутого форума в Пори, это джазовый фестиваль в Турку, "Апрельский джаз" в Эспоо (город-спутник Хельсинки), "Jazz Happening" в Тампере и целый ряд других.

С конца 60-х и в 70-х годах имена финских джазовых музыкантов все чаще начинают получать международную известность. Первопроходцем здесь, видимо, надо считать фри-джазового барабанщика Эдварда Весалу, известного рядом совместных проектов с ведущими европейскими и американскими джазменами - от Томаша Станько и Яна Гарбарека и до Гэри Бартона и Арчи Шеппа. Значительную роль в росте профессионализма финских музыкантов сыграл тот факт, что уже с 1972г. искусству джазовой импровизации, теории и практике джаза стали обучать в вузах. Сегодня в Финляндии действует Консерватория поп-музыки и джаза (именно она, только под иным названием, и была основана в 1972г. Клаусом Ярвиненом), а также джазовый факультет в Академии Сибелиуса (с 1983г.) - главном музыкальном учебном заведении страны.

Пропаганде финского джаза большое внимание уделяют и другие структуры, например, Финский информационный музыкальный центр. Именно этот центр еще с 1974г. издает справочник "Финский джаз", вышедший в 1998г. уже пятым изданием. Отлично изданная и богато иллюстрированная книга содержит биографические статьи о 116 ведущих представителях финского джаза и массу другой полезной информации, вплоть до интернетовских адресов крупнейших финских фестивалей, отдельных исполнителей и учебных заведений. Львиная доля фактов, приведенных в данной статье, почерпнута из этого источника. К пятому изданию приложен еще и специальный CD с композициями из самых свежих альбомов 14 различных финских джазовых составов. Пользу от такого издания, особенно для иностранцев (справочник издается на английском языке), трудно переоценить.

Что же представляет собой финская джазовая сцена сегодня? Среди больших составов крупнейшими профессиональными биг-бэндами являются "UMO Jazz Orchestra" и биг-бэнд Эспоо. "UMO" работает с 1975г. и с 1996г. возглавляется саксофонистом и композитором Ээро Койвистоненом. В отличие от хорошо знакомых нам бэндов Лундстрема, Финберга или Кролла, финны не ограничивают свой репертуар рамками мейнстрима или чистой традиции, но играют и достаточно авангардную музыку. Оркестр из Эспоо наиболее часто представляет Финляндию на международных джазовых фестивалях, а также часто является первым исполнителем музыки ведущих финских джазовых композиторов, пишущих для больших составов, - Юкко Линколы, Сакари Кукко и других.

Главной фигурой финского джаза в сфере малых составов остается Эдвард Весала (р.1945). В 80-х годах легендарный ударник сформировал группу "Sound & Fury", с которой записал на фирме "ECM" четыре альбома. Состав этот существует и сегодня, с ним Весала гастролирует в самых разных странах мира. Играя в высшей степени современный джаз, Весала не чуждается фольклорных влияний, пишет и музыку для биг-бэндов, в частности для "UMO", а также не забывает и своих старых друзей-партнеров, например, Томаша Станько. Весала на сегодня - единственный финский джазмен, дважды удостоенный премии "Georgie" (в 1972 и 1980 годах).

Стремительно набирает популярность международного масштаба образовавшаяся в 1988г. группа "Trio Toykeat". Участники этого состава, пианист Ииро Рантала (р.1970), басист Ээрик Силкасаари (р.1957) и ударник Рами Эскелинен (р.1967), играют фантастическую смесь строгого северного джаза, навеянного природой родной страны с горячими афро-кубинскими ритмами и классическими танцевальными мелодиями вальсов и танго. Получается это у них очень остро, неожиданно и интересно. Группа имеет на своем счету уже три диска (последний - "Sisu",1997г.), объездила полмира, от Эстонии до Новой Зеландии, и в 1997г. первой из джазовых групп выступала по официальному приглашению Президента Финляндской Республики на праздновании Дня Независимости. От этих ребят явно можно ждать еще много.

Весьма колоритной личностью в финском джазе является саксофонист и композитор Сеппо "Барон" Паакунайнен (р.1943). Он играет джаз с конца 60-х и в своих сочинениях активно использует элементы музыкального фольклора финнов, карелов, саами. В 1997г. появился первый альбом нового коллектива, созданного при активном участии "Барона", - саксофонного квартета "Saxperiment". Паакунайнен с коллегами играет музыку чрезвычайно экспрессивную и близкую к современному академическому авангарду.

Выделяется своей творческой активностью в последние годы и гитарист, клавишник и композитор Ярмо Саари (р.1970). С 1992г. он руководит ориентированной на джаз-рок группой "XL". В 1998г. вышел уже второй ее альбом, в записи которого принимал участие такой мастер, как Майкл Брекер. С "XL" Саари выступал уже в Штатах, Германии, Франции и, конечно же, у скандинавских соседей. Одновременно, вместе с вокалисткой Анной-Марией Кяхара, Саари в 1994 году организовал этно-джазовый коллектив "ZetaBoo", чей одноименный первый альбом (1997г.) наверняка придется по вкусу поклонникам world music.

Не следует думать, что сердца финских джазменов отданы только современным направлениям в джазе. В сфере джаза традиционного также появляются новые интересные имена. Самый яркий пример тому - кларнетист Антти Сарпила (р.1964). Еще на фестивале в Пори в 1980г. на этого музыканта обратил внимание ветеран классического джаза Боб Уилбер. Благодаря знакомству с ним Сарпила переиграл со многими американскими звездами и даже выступал в 1988г. на концерте памяти Бенни Гудмэна в Карнеги-Холл. Сегодня Сарпила руководит сразу двумя составами: "Antti Sarpila Swing Band" и "Antti Sarpila Classic Jazz Orchestra", много записывается, а в 1997г. стал очередным лауреатом "Georgie Award".

...Конечно, положа руку на сердце, Финляндию вряд ли можно назвать самой яркой точкой на джазовой карте Европы. Но тому, как в этой стране относятся к джазу, тому, как здесь поставлено джазовое образование и как здесь проводят фестивали, можно поучиться, а если вы живете не в Москве, не в Петербурге и не в Литве, то - и позавидовать.

Леонид АУСКЕРН


стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
Финляндия


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела территории

  • стиль: джаз, джаз
Полемика для нашего журнала — дело новое и неосвоенное. Тем более приятно, что отклики на наши публикации все же поступают в редакцию. Сегодня мы представляем вашему вниманию совместную статью-ответ Дмитрия Ухова и Юрга Солотурнманна на недавнюю ...
  • стиль: джаз, джаз
Если спросить у случайного прохожего, с чем у него ассоциируется Швейцария, наверняка, чаще всего вы услышите в ответ: швейцарский банк, часы, сыр, шоколад, горные лыжи. Если прохожий — еще и джазфэн, то прозвучит: "Монтре". Название этого ...
  • стиль: джаз, джаз
Форпосты традиций и фронтиры новаций на рубеже тысячелетий1 сентября 1999 года. Болтон, город-сателлит Манчестера, Альберт-холл, на сцене которого схлестнулись прославленный молодежныйджаз-оркестр Вигана ("Wigan Youth Jazz Orchestra") и ...
  • стиль: джаз, джаз
Заглянув в стокгольмскую адресно-телефонную книгу, вы обнаружите там не одну тысячу Юханссонов, Карлссонов, Матссонов, Свенссонов.Многих, скажем, Янссонов предупредительные статисты "кавычат" как терапевта, металлурга, водопроводчика или психолога. ...
  • стиль: джаз, джаз
Наш общий друг, ныне покойный, милый и веселый человек, московский коллекционер Георгий Бахчиев рассказывал мнео том, что в Институте этнографии им. Миклухо-Маклая, в котором он проработал всю жизнь, был целый отдел этнографии Австралии и Полинезии. ...
  • стиль: джаз, джаз
Минувшей весной я пробыл в США целый месяц - с середины апреля по середину мая. К сожалению, джазовых концертов, как, впрочем, и иных, не посещал. (Так уж вышло. В общем, жил в пригороде.) А вот уличный манхэттенский джаз чуть-чуть послушал. Точнее, ...
  • стиль: джаз, джаз
Начало девяностых ознаменовалось новой волной интереса к джазовой музыке. В нашей стране джаз часто был в опале. Гонения и преследования со стороны системы не только музыкантов, но и поклонников этой музыки привели к тому, что старые приверженцы ...
  • стиль: джаз, джаз
Москва, говорят, отстает от других мегаполисов по количеству джазовых клубов. Не только джазовых, конечно, но в нашем жанре это особенно заметно. Есть дни, когда в Москве особенно никуда и не сходишь. Но есть дни, когда приходится выбирать между ...
  • стиль: джаз, джаз
Джазовая жизнь в больших городах Америки почти всегда сосредоточена в пределах одного-двух кварталов, в местах молодежных тусовок. И эта жизнь весьма насыщена и многообразна. Специально для читателей "JK" — корреспонденция о современных джазовых ...
  • стиль: джаз, джаз
Принято считать, что в 1996 году джазу в Литве исполнилось 35 лет. Хронология отсчета была предложена покойным музыковедом Людасом Шальтянисом и не оспаривалась. А что было до 1961 года? Музыкальная наука Литвы тщательно и объемно исследовала ...
  • стиль: джаз, джаз
Джаз родился в США. Джаз как явление — это, безусловно, вклад именно американской культуры в сокровищницу культуры мировой. Большинство выдающихся джазовых музыкантов — американцы. Новые стилистические направления, определявшие пути ...
  • стиль: джаз, джаз
З а эти три дня было развенчано — отчасти или полностью — столько мифов из области белорусского джазового менталитета, что фестиваль, прошедший в Минске 27—29 октября, вполне можно считать эпохальным. Он не был джазовым, фестиваль Белорусских ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com