С точки зрения школы игры на ударных во фри-джазе Санни Мюррей являет собой фигуру такого же масштаба, как Кенни Кларк и Макс Роуч – в би-бопе. В сентябре 2007 года этому большому мастеру исполняется 70 лет. Очень здорово, что ESP-Disk именно в этом году выпустил специальный альбом, посвященный Мюррею. В него вошли не только оцифрованные старые записи Мюррея, но и интервью с музыкантом, его взгляд на историю музыки, которую он любил больше всего. Четыре трека и почти половину альбома по времени звучания составляет его живая речь. Что же до музыки, то здесь воссозданы записи июля 1966 года.
К тому времени, после пяти лет работы с Сесилом Тейлором, трех лет с Элбертом Эйлером, после записей с Колтрейном, он впервые выступил в качестве лидера, объединив в своем квинтете французского трубача Жака Курселя, двух альт-саксофонистов и басиста. Вместе они записали четыре большие, развернутые композиции Мюррея и одну, не менее объемную – Курселя. Что сказать об этой музыке – фри-джаз во всем своем великолепии (или безобразии – оценка зависит от вкусов слушателя). Одно совершенно определенно – слушать ее нелегко, это работа, требующая немалых интеллектуальных усилий. Ударная установка Мюррея выступает в качестве полноправного солирующего инструмента наряду с духовыми. Стоны, визг, всхлипы трубы и саксофонов еще и акцентируются безжалостными барабанами Санни. Полная метрическая и гармоническая свобода здесь граничит с анархией.
Специально для этого издания Ханс Шрибер и Том Клатт написали новые "liner notes", где попытались проследить судьбу каждого из музыкантов. Мюррей последний раз записывался в 1987 году. Он не захотел или не смог следовать капризной музыкальной моде, остался верен своему радикальному варианту джаза, а за отсутствием востребованности ушел из музыки. Последние годы работал таксистом. Для Джека Грэма эта запись осталась единственной, авторы liner notes ничего не знают о его дальнейшей судьбе, равно как и о судьбе Курселя после 1969 года, и сами хотели бы знать об этом - никогда ранее мне не доводилось встречать такие обращения в комментариях к диску. Тем не менее, памятник своей эпохи возрожден – любители фри-джаза, музыковеды, историки музыки теперь могут услышать, как играл Санни Мюррей в 1966-м…
Примерно до года 1996-го карьера музыканта из Калифорнии Скотта Августа развивалась вполне стандартно. Детство в музыкальной семье. Увлечение Beatles, а затем Yes и King Crimson. Учеба в университете, занятия электронной музыкой. Успешная карьера в ...
Такого рода музыка приходит к нам все реже и реже… Очень немного осталось людей, играющих чистый фри-джаз, слишком узок круг слушателей этой музыки и лишь немногие лейблы (это, как правило, небольшие компании, которые не ставят во главу угла ...
Вам не чудится нечто неестественное, манерно-фальшивое в нарядах, позах и во всем облике девушек на обложке альбома? Если да, то чутье вам не изменило. Это действительно имитация, являющаяся частью имиджа английской группы The Puppini Sisters. ...
«Я хотел создать альбом инструментальной музыки для каждого, кто рос, слушая рок-музыку и до сих пор не равнодушен к мощным басам и солидной ударной установке. Но мне также хочется слышать джазовые саксофонные брэйки и фортепьянные соло, а ...
Этот не лишенный остроумия каламбур с именем знаменитого американского джазмена Каунта Бэйзи в названии коллектива, возможно, помнят самые преданные читатели Jazz – Квадрата. В № 1/98 уже рецензировался концертный альбом Count Basic Live. ...
Словечко loop в названии альбома сразу много скажет посвященному о его содержании. Да, разумеется, мы имеем дело с ди-джейским проектом, основанном на технике электронного звукового коллажа. Ведь что такое все эти лупы, сэмплы и брейки, как не ...
Американская сцена видела многих актрис с большим или меньшим успехом переквалифицировавшихся в певицы. Самые яркие примеры, которые сразу приходят в голову – это Лайза Минелли и Барбра Стрейзанд. Похоже, скоро мы с такой же легкостью будем ...
На обложке этого прибывшего из Норвегии альбома – пара весьма немолодых людей. «О времени» - так называется этот диск. Что ж, Лилл Холен и Эйнару Иверсену есть, что рассказать о времени. Эйнар Иверсен (р.1930) – один из ...
Бугалу – синтетический стиль музыки, преимущественно танцевальной, модный в середине 60-х годов. Ритм-энд-блюз и госпел сдобрены в нем изрядной долей латинских ритмов, музыки Нового Орлеана и чикагского блюза. Многие видные американские ...
Дуэт гитаристов, входящих в высшую лигу мирового джаза по этому инструменту примечателен уже сам по себе. И Джо Бек, и Джон Аберкромби неоднократно участвовали в таких проектах, при этом, к примеру, со Скофилдом играли оба. Но вот друг с другом они ...
Диски с такой музыкой редки в блюзовой части редакционной почты. Слушатель, привыкший к взрывной мощи чикагского электрического блюза и многочисленных блюз-роковых подражаний оному, может и не почувствовать такую музыку. Но если она тронула ваше ...
2007-й год выдался весьма удачным для саксофониста Николая Моисеенко. В этом году вышел не только дебютный альбом ансамбля Sunlight, который Николай возглавляет вместе с пианистом Евгением Лебедевым, но и персональный альбом молодого музыканта. ...