nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Scott Hill : От "Узких улиц" – к джазовым проспектам

стиль:

Scott Hill : От  Узких улиц  – к джазовым проспектам Кларнетист и композитор из Калифорнии Скотт Хилл (Scott Hill) принадлежит к относительно молодому поколению в американском джазе, которое начало выходить на авансцену, начиная с 90-х годов прошлого века. Это уже вполне сложившийся мастер, играющий в основном мэйнстрим, но с заметным интересом к этнической музыке. В №6/03 нашего журнала рецензировался второй в его дискографии альбом "Narrow Streets" ("Узкие улицы"), изданный в 2002 году лейблом ToneHole Music. Этот проект произвел приятное впечатление благодаря яркой индивидуальности Скотта, проявившейся как в звучании его кларнета, инструмента, вообще говоря, достаточно консервативного, так и в зрелом композиторском мышлении. Хилл продемонстрировал в "Narrow Streets" качества хорошего лидера, сплотив музыкантов своего квартета действительно в единый организм. Остается пожелать музыканту, чтобы "Узкие улицы" вывели его к главным джазовым проспектам. Сегодня мы публикуем беседу со Скоттом Хиллом, любезно согласившимся ответить на наши вопросы, часть из которых тесно связана с вышеупомянутым проектом.

Скажите, Скотт, Вы росли в семье музыкантов?

Мой дядя преподает музыку, а также играет на контрабасе. Есть у меня еще и тетя, которая играла мне какие-то песенки, когда я был маленьким. Но непосредственно в моей семье профессиональных музыкантов не было. Мой отец служил в авиации военно-морских сил США, а сейчас в качестве капитана лайнера летает на самолетах авиакомпании Delta Airlines. Моя мама посвятила себя искусству, получив степень в этой области в University of Southern Maine. В настоящее время она является профессиональным консультантом семей с приемными детьми, а также работает с детьми, имеющими проблемы эмоционального характера или злоупотребляющими наркотиками. По этой специальности она сейчас тоже получает степень в University of Southern Maine.

Когда Вы начали заниматься музыкой?

Я впервые взял в руки кларнет, когда учился в начальной школе. Мне было восемь лет. В те годы я, откровенно говоря, занимался спустя рукава, а по настоящему стал работать в колледже, где у меня уже были официальные занятия по классической технике игры и по теории музыки. До этого никакого формального образования не получал. В мае мне исполнилось 35, так что я уже 27 лет в музыке.

Назовите, пожалуйста, Ваших любимых музыкантов и, в частности, кларнетистов.

Кларнет:
Марти Эрлих (Marty Ehrlich) – его композиции и концепция игры. Временами он абсолютно незаметно переходит от сочиненных эпизодов к импровизации, а затем обратно. Это очень впечатляет и такие переходы выглядят у Марти совершенно естественно.
Эдди Дэниэлс (Eddie Daniels) – его техника, звучание и легкость игры на кларнете не имеют себе равных – просто выдающийся музыкант.
Луи Склавис (Louis Sclavis) – мне нравятся его композиции и его звучание. У него было несколько прекрасных работ с Альдо Романо и Анри Тексье.
Мишель Порталь (Michel Portal) – у его кларнета тоже очень выразительный голос. Я обожаю его работы с аккордеонистом Рикардо Гальяно.
Дон Байрон (Don Byron) – у него прекрасное классическое звучание. Он сделал целый ряд отличных записей с Биллом Фризеллом, Кассандрой Уилсон и многими другими яркими музыкантами.
Бадди ДеФранко (Buddy Defranco) – прекрасный исполнитель в стиле би-боп.
Иво Папизов (Ivo Papisov) – потрясающая болгарская свадебная музыка, настоящая природная мощь.
Другие любимцы:
Билл Фризелл, Билл Эванс, Кит Джарретт, Стив Лейси, Стив Коулмен, Орнетт Коулмен, Джон Колтрейн, Телониус Монк, Тим Берн, Джон МакЛафлин, Пэт Мэтини, Жако Пасториус.

Как Вы понимаете термин "современный джаз"?

Для меня слово "джаз" во многом синонимично понятию "импровизационная музыка". Но я также верю в то, что "современный джаз" связан, пусть иногда слабо и не очень заметно, с тем джазом, который существовал в прошлом. В своей практике я всегда предпочитаю работать с людьми, хорошо знающими джазовую традицию. Они умеют свинговать, умеют солировать в импровизации, и в их музыкальном словаре имеются такие гармонические приемы, которые, без сомнения, принадлежат к классическим "джазовым".

Я не всегда "свингую", играя соло. Музыку, которая бы базировалась на исторических джазовых идиомах, я тоже пишу не часто. Но большей частью корни моей музыки все равно лежат в джазе с его приемами сольной фразировки и инструментовки. Мне кажется, отклонения от того, что понимают под классическим джазом, в сфере композиции, инструментовки или стилистики, и составляют понятие "современный джаз".

Термин "современный джаз" применяют уже тридцать или сорок лет. Под этим понятием объединяют множество музыкантов – от Колтрейна и до Эйлера и Modern Jazz Quartet (среди прочих великих музыкантов). Мне кажется, частенько между ними в сущности нет ничего общего – если говорить об инструментовке, технике солирования или, в особенности, к элементам композиции.

Что Вы предпочитаете: сочинять джазовую музыку или импровизировать непосредственно на сцене?

Я люблю и то, и другое, но есть определенные преимущества, когда ты импровизируешь по каким-то заранее подготовленным фрагментам. Думаю, что это придает импровизации эмоциональную легкость и тогда легче вести аудиторию в путешествие, маршрут которого будет для нее более понятным. В конечном счете, так удобнее и для публики, и для музыкантов. Публика предпочитает ощущать определенные границы и комфортно чувствует себя именно в этом случае. В хорошей книге есть начало, середина и финал. Попробуйте отбросить финал, и читатель сразу почувствует себя обманутым.

При работе над "Narrow Streets" все аранжировки были сделаны заранее, и мы в течение трех дней записали альбом. Есть прекрасные альбомы со свободной импровизацией, которой трудно достичь непосредственно при записи.

Как появились в Вашей музыке ориентальные мотивы?

Я годами слушал много иранской и индийской музыки и провел немало времени среди представителей иранской общины у нас, в Калифорнии. Все это так сильно укоренилось в моем сознании, что дает о себе знать, когда я играю. Я рассматриваю это влияние, как нечто изначально присущее языку или диалекту моих музыкальных эмоций. Музыку я рассматриваю, как транслятор своих эмоций. Существуют определенные музыкальные образы, которые мне удобнее всего выразить через элементы, присущие иранской музыке или индийской музыке.
Как родился межконтинентальный квартет, участвовавший в проекте "Narrow Streets" (имеются в виду барабанщик из Нью-Йорка Марк Додж и французы – гитарист Майкл Фельбербаум и басист Стефан Керецки – прим. Л.А.)?

В период записи наш квартет не был межконтинентальным – мы все тогда находились в Париже. Я жил в Париже с весны 2001 и до 2002 года. Всех этих ребят я повстречал в одном из парижских джазовых клубов. Марк и я сразу нашли общий язык, потому что, как оказалось, он заканчивал тот же колледж, что и я. Я не раз наблюдал за игрой Стефана, который часто выступал в клубах и даже пару раз беседовал с ним. Жан-Жак Авенель дал мне его номер телефона и уговорил позвонить Стефану – и вот таким образом мы начали вместе играть и записываться. Майкл играл и по сей день играет вместе со Стефаном в Sept Lezard в Париже, в квартете Стива Потта. Там мы и познакомились, и я пригласил его участвовать в совместном проекте.

Вкладывался ли какой-то скрытый смысл в сделанные Вами фотографии для "Narrow Streets" (имеются ввиду снимки, сделанные Хиллом в будапештском метро и помещенные на обложке альбома – прим. Л.А.)?

В тот год я провел много времени в европейских подземках. Эти фотографии я отщелкал, когда открывал для себя красоту Будапешта. Мной овладело тогда некое мистическое чувство. Двери открываются и приглашают тебя войти внутрь. Но ты не знаешь, куда тебя повлекут, и что ждет тебя там, внутри. Вот такое чувство возникло у меня тогда. В принципе мне просто понравилась эта фотография, но если искать в ней какой-то скрытый смысл, то он связан с памятью о тех ощущениях.

Когда Вы планируете записывать следующий альбом?
В настоящее время я сочиняю музыку сразу для нескольких ансамблей. Мне бы хотелось в ближайшее время сделать альбом в формате трио, и я сейчас нацелен на этот проект. Планирую приступить к записи в середине лета этого года.

Желаю Вам удачи!

Беседовал Леонид Аускерн


авторы
Леонид АУСКЕРН
музыкальный стиль
мэйнстрим
страна
США
Расскажи друзьям:

Еще из раздела интервью с кларнетистами, флейтистами
Bob Wilber: и вечный свинг.. Roman Glaser - Невидимые создания Романа Глазера Андрей Жилин: «Музыка сякухати располагает к внимательному слушанию» Андрей Жилин: «Я из тех музыкантов, кто имеет счастливую возможность – всегда слушать себя»
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com