Потрясающая творческая активность 84-хлетнего Чарльза Ллойда не может не восхищать. В столь зрелом возрасте маэстро чуть ли не каждый год радует своих поклонников. Альбом Tone Poem его группы Marvels, изданный в прошлом году, критики влиятельного британского журнала Jazzwise назвали альбомом года. На 2022 год Ллойд наметил еще более масштабный проект. Это три альбома формата трио, в каждом из которых Ллойд играет с разными партнерами. Нас ждут Trios: Ocean с гитаристом Энтони Уилсоном и пианистом Джеральдом Клейтоном, а такжеTrios: Sacred Thread с гитаристом Джулианом Лажем и знаменитым таблистом Закиром Хуссейном. Но эти работы еще ждут своего издания, а пока поговорим о вышедшем в конце июня альбоме Trios: Chapel, где его партнерами стали гитарист Билл Фризелл и басист Томас Морган.
Из участников этой записи представлять надо разве что «юного» сорокалетнего Моргана, который годится Фризеллу в сыновья, а Ллойду – во внуки. Тем не менее, это весьма опытный и мастеровитый музыкант, работавший со многими звездами джаза и, в частности, не раз игравший именно с Биллом Фризеллом. Что касается его партнеров по этой записи, скажу только, что Чарльз Ллойд вписал свое имя в историю не только американского, но и советского джаза (имею ввиду выступление его легендарного квартета с Джарреттом, ДеДжонеттом и МакКлюром в 1967 году на фестивале в Таллине), а Фризелл, оставляя в стороне его блестящую сольную карьеру, имеет репутацию идеального сайдмена, этакого «музыкального хамелеона», который легко вписывается в любой состав и в любую стилистику. С тем же Ллойдом он, кстати, играет вместе в вышеупомянутом составе Charles Lloyd & the Marvels. Поэтому от Trios: Chapel можно было ждать многого.
Название свое альбом получил по месту его записи в декабре 2018 года в часовне Coates Chapel в Сан-Антонио, Техас, отличающейся идеальной акустикой. Ллойд, Фризелл и Морган (как видите, без ударника) отыграли здесь пять пьес – три композиции Ллойда и два кавера. Стартовал тот концерт с пьесы Стрейхорна Blood Count, настоящего мастер-класса от Чарльза Ллойда. Ветеран необычайно лиричен в этой пьесе, его тенор-саксофон плавно путешествует от верхов к низам и обратно, отменная сонористика, великолепная техника игры – словом, Ллойд во всей красе! А вот в собственной пьесе Song My Lady Sings он уступает зачин гитаре и контрабасу, чтобы присоединиться к их неторопливой беседе ближе к середине композиции. Здесь очень хорош Фризелл, задающий особую интимную атмосферу всей композиции. Лирика, я бы даже сказал, этакая тропическая нега, и все тот же неторопливый темп царят в пьесе Ay Amor кубинского автора Бола ди Ньеве. Латинский аромат здесь ощутим, но гораздо сильнее он выражен в финальной композиции Ллойда Dorotea’s Studio, посвященной его спутнице жизни Дороти. Тенор-саксофон Ллойда и гитара Фризелла здесь словно соревнуются в экспрессии и яркости звучания. А между двумя этими композициями Ллойд меняет тенор-саксофон на альтовую флейту, чтобы исполнить другую свою пьесу, Beyond Darkness. Здесь звук его инструмента безмятежно порхает, словно мотылек, на фоне чуть более жесткой по сравнению с другими треками линиями гитары и контрабаса.
Вот такой альбом, записанный мастерами, имеющими мало равных в современном джазе. Очень достойная работа. Но все же, к этой объективной бочке меда рискну добавить очень субъективную … нет, даже не ложку, а всего лишь каплю дегтя. Чего-то мне не хватило в этой работе. Возможно, динамики (отсутствие ударных?), возможно, ожидания были завышены… Но, повторюсь, это очень субъективно, так что, каждый в Trios: Chapel должен услышать свое.
Немецкий саксофонист Фабиан Вильман может быть знаком нашим постоянным читателям по записям с ансамблями Minua, Monoglot и Hila Puntur, которые освещал наш сайт. Все эти интернациональные коллективы объединяет место их рождения – швейцарский город ...
Пару лет назад Джузеппе Бортоне и его агентство Zero Nove Nove уже представляли для наших читателей творчество певицы с юга Италии, из Апулии, Марии Мазотты (альбом Amoreamaro). Сегодня – новый гость от Джузеппе и тоже из Апулии: певец, композитор и ...
В отличие от самой давней группы петербуржца Ивана Розмаинского Roz Vitalis его другой проект Fair Wind Pleases сравнительно молод. И хотя Fair Wind Pleases существует только с начала 2020 года, представляемый сегодня альбом – уже четвертый в ...
2 февраля 2022 года в варшавской студии Quality Studio ансамбль Fantastic Swimmers принял дистанционное участие в фестивале Новой Музыки ECLAT, ежегодно проходящем в Штуттгарте. Исполненная в тот день программа через несколько месяцев превратилась в ...
Венгерский барабанщик и композитор Ференц Немет уже почти двадцать лет (с 2003 года) живет и работает в Нью-Йорке и за эти годы смог выстроить весьма успешную карьеру на главной джазовой сцене мира. Уж если пресса производит его в наследники Арта ...
Retratos – седьмой по счету альбом в дискографии аргентинского гитариста Франсиско Слипого, а для нашего сайта – первая встреча с его творчеством. Слипой – известный не только у себя в стране джазовый музыкант из Буэнос-Айреса, ряд его работ ...
Пятая для меня встреча с творчеством камерунского музыканта и композитора Фрэнка Бийонга. Все обзоры предыдущих его работ можно найти на нашем сайте, воспользовавшись окошком «поиск» на титульной странице. И я даже рекомендовал бы это сделать. ...
Изданный в самом конце 2022 года альбом Black Holes Are Hard To Find Франк Пауль Шуберт, Казухиса Учихаши и Клаус Кугель записали в сентябре 2021 года в Берлине, а в апреле 2022 года трио Шуберт / Учихаши / Кугель впервые появилось перед зрителями ...
Не могу удержаться от эффектной характеристики американского пианиста и композитора Фреда Херша, данной ему джазовым пианистом более молодого поколения Джейсоном Мораном и попавшей даже в «Википедию»: «Фред за фортепьяно – это словно ЛеБрон Джеймс ...
Вот и новая встреча со «Свободными радикалами» из Хьюстона, Техас. Free Radicals – это не просто музыкальный ансамбль, это социально-политико-музыкальный коллектив, и каждая составляющая в этом странном определении важна. Основан этот коллектив еще ...
Новое имя для нашего сайта, первая встреча с творчеством аргентинского гитариста и композитора из Мар-дель-Платы Гастона де ла Круза. Он родился в 1988 году, закончил консерваторию имени Мануэля де Фальи, а сейчас сам преподает музыку в родном ...
Понятие «world music» порой сильно девальвируется не слишком разборчивыми музыкантами. Некоторым кажется, что, взяв пару уроков и овладев началами техники игры на арабском уде, индийском ситаре или японском сямисене, они уже становятся мастерами ...