nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Плохой плохой джаз!

Плохой плохой джаз!  Спасибо друзьям с философского, которые поделились такой вот карикатурой и подкинули тем самым идею сделать об этом статью. Надпись гласит: «Музыка дегенератов». По заказу Государственного совета. Доктор Ганс Северус Циглер«.

В поисках информации об этом рисунке, я наткнулся на статью австралийского музыковеда Ширли Эпхорп (Shirley Apthorp). Вот, что она пишет об этом в своей статье «Musicians who kept it quiet during World War II».

«For Dumling, who had been increasingly interested in the question of music and exile since writing his thesis on the composer Arnold Schoenberg, the reconstruction of the Dusseldorf exhibition was a process of discovery. The poster advertising the exhibition had a caricature of a black man, more monkey than human, playing saxophone and wearing a rosette with the Star of David. Curator Hans Severus Ziegler was attempting to pack a number of ill-matched ideas into one graphic message. «Degenerate» music was black, was Jewish, was grotesque, was modern; in fact, it was anything of which the Party disapproved. «It was absolutely reactionary,» explains Dumling. «Hans Severus Ziegler was not a musicologist. He specialised in literature. But he was a fan of Wagner, and a great admirer of Hitler«.

Вольный перевод:

«Для Альбрехта Дамблинга (немецкий музыковед) реконструкция Дюссельдорфской выставки стала процессом открытий. На постере с рекламой выставки был карикатурно изображен похожий на обезьяну чернокожий саксофонист со звездой Давида на розетке . Куратор выставки Циглер попытался вложить в этот постер сразу несколько плохо совместимых друг с другом смыслов. «Дегенеративная» музыка была представлена одновременно черной, еврейской, гротесковой, модерновой, т.е. вбирала в себя все то, что не одобрялось партией. По словам Дамлинга, это был реакционный плакат. Циглер не был музыковедом, но он был литератором и при этом фанатом Вагнера и Гитлера».

Что тут добавить?! Именно этот агит-материал в 30-40-е годы в гитлеровской Германии наклеивали на заведения, где исполнялся джаз. Известно также, что многие кабаре и молодые джаз-клубы впоследствии показательно сжигались, а музыкантов частенько ставили к стене или отправляли на «перевоспитание».

Когда мне посчастливилось посетить Гаагу, один старый джентльмен (продавец виниловых пластинок) рассказал, что его отец, который когда-то играл на тромбоне, в том числе в труппе небезызвестного Сиднея Беше ((Sidney Bechet) тот гастролировал по Европе в 20-е г.), был одним из таких музыкантов.

Джазмэнов схватили во время «облавы» на клуб, название которого не помнил даже сам хозяин истории. Когда их вели на расстрел (это была далеко не первая провинность) всей кучей, то в ответ на неотвратимый ужас смерти, духовая секция заиграли веселый новоорлеанский джаз. Кто-то даже пританцовывал. Они не убирали инструментов от губ вплоть до конца. Когда солдаты спустили курок, то звук выстрелов утонул в музыке.

Помимо прочих, вспоминается и история Джанго Рейнхарда (Django Reinhardt), который в те далекие годы жил в оккупированном Париже. Каждый его концерт рассматривался сопротивлением как вызов режиму. Джанго, его брат Джозеф и скрипач Стефан Граппелли (Stephane Grappelli) снискали немалое уважение и симпатию, в том числе и у немцев, которые были неравнодушны к искусству. Несколько высокопоставленных офицеров даже настоятельно предложили ансамблю Джанго перебраться в Германию, сначала для гастролей, а потом и для жизни. В ту же ночь, посовещавшись между собой, музыканты разбежались кто-куда и были объявлены в розыск. Мысль играть в сердце Третьего Рейха была для них отвратительна. Чтобы вернуться домой, Джанго пришлось ждать окончания войны. Эти несколько лет скитаний, которые подкосили его здоровье, в конем итоге, и стали причиной его смерти.

Позже президент США Гарри Трумэн (Harry Truman) не раз высказывался о том, что именно джаз стал главным противником немецкой пропаганды в сфере искусства. «Подлинная свобода джаза вдохновляла людей на сопротивление».

Лично мне бы хотелось, чтобы об этом не забывали.

Виктор Радзиевский мл

(1jazz.ru)


стиль
джаз
автор
Виктор РАДЗИЕВСКИЙ - мл.
страна
Германия, США, Франция


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела другие статьи

  • стиль: джаз, джаз
В США есть несколько учреждений, где серьезно занимаются изучением джаза. Конечно, это и Смитсонианский институт в Вашингтоне, и знаменитый Архив в Нью-Орлеане, и ряд университетских институтов и центров. Один из старейших — Институт изучения джаза ...
  • стиль: джаз, джаз
"Был ли на реке Миссисипи город Айзенах?" "Проводились ли в Арнштадте джем-сейшнз?" "Ходил ли "Поезд "А" в Кетен?" "Была ли в Лейпциге 52-я улица?" Иначе говоря: "Что у джаза общего с музыкой Иоганна Себастьяна Баха?" Джаз и Бах. На первый взгляд ...
  • стиль: джаз, джаз
Бюджет европейских джазовых фестивалей, которые предоставляют возможность увидеть лучших музыкантов более чем 14 миллионам зрителей со всей Европы, составляет примерно 250 млн. EUR в год. Окупаются они, во-первых, за счет билетов (115 млн. EUR), ...
  • стиль: джаз, джаз
Сегодня к юбилею самого известного в мире джазового музыканта вас ждет небольшой сюрприз — фрагменты из его мемуаров, а также две статьи, принадлежащие перьям тех, кто делал перевод этих мемуаров еще тогда, в конце шестидесятых: Леонида Борисовича ...
  • стиль: джаз, джаз
Джазовый мир отмечает юбилей Луи Армстронга. Большое видится на расстоянии, и столетие со дня рождения великого трубача позволяет оценить его огромный вклад в избранный им музыкальный жанр. Однако не все отечественные музыканты и любители джаза ...
  • стиль: джаз, джаз
Не слишком хорошо осведомленному в музыкальном плане человеку очень легко заблудиться во всем хитросплетении и многообразии существующих сегодня музыкальных стилей. Впрочем, даже специалистам и профессионалам часто также приходится нелегко, особенно ...
  • стиль: джаз, джаз
В нашем журнале недавно публиковалась статья Ю.Верменича, посвященная знаменитому американскому джазовому критику и энциклопедисту Леонарду Фэзеру. Сегодня вы имеете возможность познакомиться с одной из его поздних работ. Этот материал был написан ...
  • стиль: джаз, джаз
Мистика это или нет не знаю, но 25 лет тому назад, именно в день рождения Дюка Эллингтона – 29 апреля 1981 года латвийская газета "Советская молодежь" впервые в СССР опубликовала итоги опроса джазовых критиков, определивших лучших музыкантов и ...
  • стиль: блюз, блюз
Наряду с очевидным ростом интереса беларуских слушателей к музыкальным проектам, которые в очередной раз реанимируют старые добрые роковые традиции образца 60-ых и 70-ых, оживления на блюзовой сцене страны почему-то не наблюдается. Пока новый ...
  • стиль: джаз, джаз
Изданный в Лондоне в 1981 году справочник "Джаз в кино" упоминает 3724 фильма, в которых звучит джаз. Это игровые ленты, короткометражки, документальные, мультипликационные и телевизионные фильмы. Совершенно очевидно, что в течение прошедших с ...
  • стиль: джаз, джаз
Авторская аргументация этой статьи опирается с одной стороны на пристальное погружение в перкуссионную специфику, где речь пойдёт о выборе инструмента, системе занятий, использовании упражнений, настройке барабанов, а также краткий анализ творчества ...
  • стиль: джаз, джаз
Говорят, что первый джаз-клуб был открыт в Германии, в мало кому известном городе Крефельде. Старожилы и завсегдатаи этого клуба, ссылаясь на уцелевшие в огне рукописи времен средневековья, вспоминают. В эпоху Великих географических открытий и ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com