Тина Кузнецова - В фольклоре отражается вся человеческая жизнь
05.07.2013
Неоднократно слыша от приятелей-джазменов о молодой талантливой певице Тине Кузнецовой, я обратилась к интернету и афишам. К моему удивлению и огорчению, ее фамилии я там не нашла. А то, чем занимается певица сейчас, меня очень заинтересовало. Я пошла другим путем. Раздобыла ее записи с казанскими и московскими музыкантами. И удивилась, точнее, впечатлилась вдвойне. Творчество наших певиц, которых я знаю и уважаю, отошло для меня на back-ground. Никогда бы не подумала, что это голос белой певицы. Глубокий тембр, богатый обертонами; гибкое, тонкое владение стилем. Голос, несущий в себе огромную энергию независимо от жанра, словно впитавший в себя краски инструментов. Чувствуется особое внимание к текстам и большая часть души, вложенная в каждую фразу.
До встречи с Тиной я знала о ней немного. Она родилась в Казани. В Москве закончила эстрадно-джазовый колледж на Ордынке (вокальное отделение) .Талант молодой певицы был отмечен на фестивалях в клубе "Синяя птица", "Джаз в саду Эрмитаж", а также на фестивалях в Оренбурге и Литве.
Мы встретились теплым майским вечером. И из этой беседы я открыла для себя человека новых мыслей, суждений, о которых раньше я задумывалась лишь вскользь, порой не находя ответов на вопросы. Позвольте поделиться.
Ая Гладких: Тина, чем ты сейчас занимаешься? Я заметила отсутствие твоих концертов в музыкальной жизни Москвы?
Тина Кузнецова: Сейчас я работаю над своим проектом, готовлю программу. В основном сижу за компьютером и оформляю свои музыкальные мысли.
Насколько мне известно, ты изучаешь фольклор. Как это соприкасается с той музыкой, которую ты сочиняла и исполняла раньше?
Дело в том. что я хочу исполнять ту музыку, с которой я буду гармонировать. А фольклор в этом отношении совершенен. В нем есть невероятная глубина текстов, мелодии. Тем более, что "носителей" фольклора остается все меньше, этот вид исполнительства практически исчезает. Я вижу одной из своих задач сохранить это и попытаться сделать понятным современному человеку. Так как в фольклоре отражается вся человеческая жизнь, его мотивы вечны. В нем есть сила.
Сила духа?
Да. И гармония.
А как насчет традиции, фанка, соула и пр.? Почему ты не стала заниматься, скажем, слиянием классики с джазом, или авангардом? Не близко?
Я думаю, что джаз (лучше сказать, мэйнстрим), исчерпал себя. Он достиг своего апогея. Вырастил много величайших музыкантов. Стилей и направлений ведь очень много, выделять и разделять конкретно сложно. Но дальше? Делать нечего. Мало осталось того, что удивляет и заинтересовывает публику, да и самих музыкантов. А копаться в традиции, высасывая из пальца, по-моему, неразумно. А что касается классики... Я люблю ее. Я воспитана на классической музыке, и она оказала на меня значительное влияние. Но мне, например, очень нравится индийская музыка, фольклор. В одно время я даже хотела поехать в Индию для того, чтобы всерьез этим заняться.
Понимаю, о чем ты. А как ты оцениваешь уровень наших джазменов, наверняка ведь задумывалась о будущем джаза в России и бывшем СНГ?
Конечно, подход наших музыкантов и зарубежных очень разный. Но будущее я вижу светлое. Хочется верить в то, что у нас появится своя джазовая традиция. Думаю, что молодое поколение чувствует на себе ответственность продолжать и развивать музыкальную культуру. Конечно, не все его представители... Но многие делают это с удовольствием.
А из старших кого ты особо ценишь, уважаешь, любишь?
Я люблю старших музыкантов практически всех. Мне не важно, в каком жанре музыкант играет. Главное, какую мысль он несет из себя, и какого рода энергия, исходящая от исполнителя.
Тебе удается посещать концерты приезжающих к нам звезд? Какое впечатление складывается о них?
Прекрасное. Это здорово, что в Россию стали приезжать звезды, которых люди ждали по многу лет. Между тем, некоторые концерты мне не очень понравились по подбору программы. Очень впечатлил концерт Кассандры Уилсон. Тем, что она поет простые песни, красивые блюзы, и тем, какой необыкновенный саунд она создала вокруг себя.
Болышая доля успеха зависит ведь и от коллег-соратников. У тебя есть какие-то критерии, требования к людям, играющим с тобой? К публике? Какие качества ты ценишь: профессионализм, энергию, сыгранность?
Профессионализм не обсуждается. Я хочу работать с единомышленниками, которые готовы создавать что-то новое. А самое главное качество — это честность музыканта. Прежде всего, перед самим собой. И перед публикой тоже.
Ты знаешь, что некоторые наши музыкантов уезжают в США, Европу для обучения или попытаться "влиться" в джаз- тусовку там. У тебя не возникает такого желания?
Я живу и творю здесь. Если я приеду, например, в Штаты, и буду петь там затертый 'Round Midnight с русским акцентом, я никого не удивлю. Таких там достаточно. Хотя я не отвергаю возможности в скором времени поехать туда, пожить, поиграть, сделать для себя выводы.
Очень здорово, по-моему, что молодое поколение стремится к переменам. Один мой мудрый знакомый, человек в возрасте, сказал: "Глупо думать, что раньше был кипяток горячее, и девушки нежнее...". Просто нужно развиваться, совершенствовать окружающий мир, начиная с себя. И, думается, Тина — одна из тех представителей next-поколения, которые создадут новую веху в музыкальной культуре. Будем в это верить.
Мы пришли на выступление Джейн Монхейт и ее гастрольного бэнда 31 октября – в их последний перед возвращеним в Нью-Йорк вечер, проведенный в Милане после серии концертов, данных в клубе Blue Note. Несмотря на то, что музыканты выступали здесь в ...
Джуди Коллинс давно завораживает слушателей по всему миру уникальным коктейлем из собственных обработок фольклора и песен на современную тематику. Ее впечатляющая карьера продолжается уже более сорока лет. В тринадцать Джуди Коллинс дебютировала ...
Знакомство с музыкой у Кэррин Эллисон началось еще в детстве, когда она стала обучаться игре на фортепиано. Учась в колледже, Кэррин выступала в девичьей группе, в которой исполняла песни в стилях поп и фанк-рок. Благодаря участницам команды, Кэррин ...
Существует несколько факторов привлекательности артистов. Путь, которым они добиваются самореализации. Их способность притягивать массы, относящиеся к разным культурам. Уважение, которое они получают за свои способности. И, конечно, за вокальные ...
Мы беседуем в Blue Note с Куртом Эллингом, обладателем одного из самых интересных голосов на международной джазовой сцене. Мы разговариваем с артистом, сумевшим предложить собственные творческие интерпретации стандартов в совершенно оригинальном ...
Мэри Сетракян родилась и выросла в Сан-Франциско. В последние 20 лет своей профессиональной карьеры вокальной исполнительницы она живет в Нью-Йорке, при этом занимается преподаванием вокала для артистов в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, а также по всей ...
Не знаю, как в других городах, но к джазовым инструменталистам в Ростове уже как-то привыкли. А вот к вокалистам – да ещё из самого чрева родины джаза! – более чем "нет". Можно смело сказать, что за последние 20 лет такого уровня исполнители в ...
На концерты люди ходят по самым разным надобностям, а не только - музыку послушать. Профессионально пишущие и говорящие о музыке - понятно, на работе; кто-то - в культпоход; кто-то - в напряженном поиске интеллектуальной пищи; здесь всегда есть ...
Признаюсь, я просто в восторге от этой девушки. Судите сами. Сербская красавица с капелькой цыганской крови. Титулованная звезда югославской эстрады: обладательница Гран-при "Славянского базара'97", Первой премии "Eurofest'97", премии "Mak-Fest'97", ...
Неисповедимы пути джаза: Неда Малюнавичуте несколько раз приезжала в Минск на фестивали, а интервью с ней корреспонденту "JK" привелось взять в... Бирштонасе. Впрочем, это всего лишь любопытный казус, главное — сама Неда. Неда Малюнавичуте (Neda ...
CD-обзоры иногда получают неожиданное продолжение. Альбомы бразильской певицы и пианистки Тани Марии произвели на редакцию нашего журнала столь сильное впечатление, что захотелось познакомиться (и познакомить вас, дорогие читатели) с ней поближе. ...
Когда-то американские диверсанты забросили в Советский Союз "подарочек" в виде колорадского жука для того, чтобы подорвать передовое сельское хозяйство. А еще раньше проклятые буржуины заразили нас вирусом джаза — музыки, к которой невозможно ...