Вторая половина 90-х увидела небывалый рост интереса к этнической музыке во всем мире и моду на все этническое. По крайней мере, на музыкальном фронте это означает хорошие новости: европейские культурные фонды выделяют тонны евро на гастроли и записи музыкантов '"третьего мира* (культурно- империалистический, на самом деле термин). Секрет популярности таких звезд как Сезария Эвора кроется именно в этом. В чартах укоренились такие таланты, как марокканка Наташа Атлас,Сайнхо Намчылак и Хуун-Хуур-Ту из Тувы. Джазовая диаспора отреагировала своеобразными опытами этно-фыожн: волковские 'Вершки и корешки", Mastоdon Боба Рутмана, трио Анатолия Вапирова. Но не будем идеализировать ситуацию. Мода на этнику дала импульс волне симуляторов и подделок, Как грибы после дождя повырастали салоны, специализирующиеся на продаже благовоний, мистических текстов, одежды с восточной символикой и прочей эзотерической параферналией. Однако любопытнее всего. во что позитивное воплотились эхо и отголоски этого взрыва у нас, на украинской окраине. На мой взгляд, многое из этого нашло выражение в жизни и творчестве одесской труппы "Человеки".
Коллектив существует с 2002 года. Его движущей силой является творческий тандем вокалиста и мультиин- струменталиста Александра "Саххара" Куценко и контрабасиста, композитора и визионера Виталия Фесенко. В то время, как его сверстники тащились от поп-музыки, Саххар (р. в 1977) штудировал фольклор Африки и Востока, совершенствуя тувинское искусство горлового пения Он вышел из тусовки анонимных, в основном, умельцев, мастеривших барабаны из жестяных пивных кегов "Балтика". новозеландские диджериду (инструменты для заклятия духов стихий), бамбуковые флейты, шейкеры, трещетки, хоммусы (дрымбы). Эти люди не позиционировали себя в качестве музыкантов, но регулярно устраивали шаманские шабаши с использованием самодельных и народных инструментов Среди них — фотографы. художники, архитекторы. По сей день ореолом таинственности окружены такие имена, как Муслим, Бузук, другие, не отложившиеся в моей памяти.
Виталий Фесенко (р. в 1970) представлялся молодежи каким-то абсолютно запредельным персонажем, виртуозом, даже гуру. Соратник Андрея Прозорова, студент Чекасина, виртуоз, участник буквально тысяч сешнов и дюжины фестивалей. Он заваривал зеленый чай, курил трубку и. в манере Владимира Волкова, мог запросто. на контрабасе, смычком изобразить нечто среднее между апокалиптическим трэш-"запилом" и Паганини. Открытый человек, готовый играть и беседовать с любым без снобизма. В один прекрасный день, "набравшись наглости", по его собственным словам, Саххар явился на реп-точку Виталия в ДКС, где тот репетировал с тремя или четырьмя составами. Некоторые из их участников позднее стали относительно постоянными (группа концептуально избегает всякого постоянства) "человеками". Это — перкуссионист Саша Костюченко, пианистка Роксана Смирнова, саксофонист Андрей Мешаков и трубач Мирослав Пятников. Музыканты с безупречными джазовыми регалиями, исполняющие этнический материал. В музыке "Человеков" вы найдете и украинский фольклор, и "горлянку", и цыганщину, и рок. И все это служит канвой для импровизации. В любой момент стилистика меняется столь же неожиданно, как реальность в произведениях Филиппа К Дика. На смену еврейскому фрейлах спешит драм-энд- бэйсовый грув. сыгранный вживую — никакой электроники.
"Человеки' много концертируют. Еще в 2001 году шла молва о каких-то непонятных шаманствах в 'Сусанине'. От той эпохи остались нарезки, фрагменты, импровизации и композиции с участием более десятка музыкантов (и слушателей-соучастников), заботливо собранные Куценко на самиздатском компакт диске "Музыка без крыш", изданном для друзей супер-ограниченным тиражом в 2003-м. Потом было запрещенное администрацией "Студио 21* несостоявшееся выступление на фестивале 'Культурный герой" - однако чего стоила получасовая репетиция в фойе зала, на лестнице! Затем "медузная" фаза (как и у Pитмless) 2003-2004: Саххар + Майк Хентц на дрымбе + кельнские The Cologne Connection - клавишник Матиас Кюль (экс-Damo Suzuki Band) и барабанщик Джанни: лучший концерт Medusa- festival 2003. Фесенко + Саххар + электрические Spontamisneba на "Medusa-раrtу Reanlmation Roots в ДКС 2003. Концерты в apт-студии "Медуза" в Одессе 2004. Небольшое шюу в "Макондо" и большой сольный концерт на берегу моря в ’Эпицентре'’, организованный Reanimation Roots. Абсолютно неповторимый yгар в "Контрабасе" на джаз-карнавальной аfterparty с привлечением флейтиста Хайнца фон Херманна (Австрия) и поляков Адама Перончика (тенор) и Гжегора Гжиба (ударные). И, наконец, блестящее выступление и финальном гала-концерте Джаз-карнавала у Оперного. "Человеки" — мастера ангажировать энергетический поток слушателя, захватить его в свой вихрь и унести прочь. На их выступлениях люди танцуют так, как вы никогда не увидите ни в одном диско. Это танец души, празднующей союз с телом.
Динамика концертных выступлений подчиняется логике стартующего локомотива. Некий трансатлантический Буковина-Балканы-Лондон-Ныо-Йорк-Ныо-Орлеан экспресс. Не зря на первых порах "Человеки" позиционировались как этно-панк коллектив. хотя стилистически в них нет ничего от панка. Панк был скорее в их отношении: всегда приветствовались непосредственность, угар, юмор, нарочитость, хулиганство. Сегодня, когда страсти поулеглись, и пришла пора зрелости. 'Человеки" называют то, что они играют, "чело-beat". Челоbeat? Ироничный реверанс в сторону брэйкбита Фэтбой Слима и афро-6ита Фела Аникулапо Кути?'Лишь на поверхности. У каждой эпохи — свой собственный неповторимый бит. Тоталитарный - массовый, технократический; стук механических машин и скрип мыслительных приборов. Индастриал, электро, техно. Моно- тонность идущих на работу толп, стоящих у станков производителей благ цивилизации. Но есть и другой полюс. Твой индивидуальный уникальный человеческий бит. И, конечно же, коллективное биение человеческих сердец - целый квинтет человеческих сердец, выстукивающих каждое свой риггм. Ритм — рука на пульсе времени.
"Человеки" подчеркивают именно человечность, хрупкость, земную природу музыки. Предельную естественность и реальность созданных человеческими руками инструментов. Корни, тепло и резонанс дерева (контрабас, бамбуковая флейта). Зеркальная чистота и блеск, ртутная стремительность меди (труба). Поток, беспредельность. огонь человеческого голоса, ставшего инструментом. Глубина превратившихся в диджериду легких, по которым как ветер поднимается в горло человеческий голос Обретая божественную природу своего образа и подобия. Громоподобный. молниеносный как все стихии. Тихий, как дождь. Страстный и уверенный, как ветер. И снова мерный, человечный, земной..
Бегона Олавиде Аризкун— одна из самых интересных молодых испанских певиц, исполняющих один очень редкий вид музыки— музыку испанских арабов, вторгшихся на территорию вестготского королевства и завоевавших Иберийский полуостров в раннем ...
«Мне хотелось бы видеть возрождение кантри-блюза более молодыми людьми. Больше людей сейчас ходят на концерты, учатся играть музыку. Именно поэтому я продолжаю исполнять традиционную музыку. Я не хочу, чтобы она умерла.» Джон Кефас ...
Старшее поколение советских фанов группы Chicago впервые услышало их песни в коротковолновом эфире "Голоса Америки" в ожидаемых с нетерпением субботних программах "90 минут танцевальной музыки". Теперь, тридцать лет спустя, мы можем ...
Фолк-группа Drobinska – это редчайший сплав болгарских, македонских, сербских и румынских мелодий, собранных Олегом Дробинским ("Наеховичи", экс-"Добраночь") в путешествиях по Венгрии, Румынии, Боснии и Герцеговине, а также в Кишиневской ...
Прошло уже около трех месяцев после окончания Дней джаза в Ереване, а отголоски этого события все еще слышны. Люди обсуждают, судачат, делают выводы и заключения. И сегодня мне бы хотелось рассказать о коллективе, который вызвал больше всего ...
"Мощно, шокирующе, великолепно... Мгновенно узнаваемая гитара Чарли Бэйти и уникальные юмористически-лирические песни Рика Эстрина делают группу одним из самых удачных проектов, синтезирующих блюз, свинг, джаз, рокабилли, и обеспечивают ей все ...
Джаз уже довольно давно, приблизительно со времен окончания эры Свинга, перестал быть поп-музыкой. На авансцену общественных вкусов на родине джаза вышли другие направления, генетически с ним связанные, но изменившиеся до неузнаваемости. Возвращение ...
Есть такое расхожее понятие: новое лицо. Новое лицо в джазе, в литературе, на эстраде и так далее. В случае с ансамблем Medeski, Martin & Wood (далее для краткости будем обозначать его просто аббревиатурой MMW) впору, однако, говорить не о ...
Надрывный звук цыганских гитар опять начинает соблазнять мир романтикой страсти и странствий — так же, как когда-то в прокуренных джазовых клубах послевоенного Парижа. Такие прославленные гитаристы, как голландец Джимми Розенберг (Jimmy ...
Блюз говорит о спасении здесь и сейчас. Госпел говорит о спасении, которое ждет впереди. Так что, блюз — это такой психиатр для бедных. " Гайя Адегбалола К истории вопроса Я листаю блюзовую энциклопедию. Солидную. Этакий увесистый, на ...
В одном темном-темном городе, на одной темной-темной улице, в одном темном- темном джаз-клубе... Стоп, стоп, стоп. На самом деле все обстоит строго наоборот. Город темным назвать трудно, особенно в летние месяцы, когда над ним опускается ...
Ten Years Before, In March'95 (Intro) Весенний мартовский день подходил к концу, и еще не успевшее утомиться яркое оранжевое солнце клонилось к закату. Его ускользающие лучи отражались в окнах домов старого Арбата и близлежащих переулков в виде ...