Еще не прошло и года с момента выхода предыдущего альбома ансамбля Живые Люди (Live People Quartet) "Движение", как плотное сотрудничество с лейблом авторской музыки "FANCYMUSIC" дало новые плоды.
Пластинка "Новые Города" (The New Cities), презентация которого состоится уже 2 декабря в клубе Алексея Козлова, стала приятным сюрпризом для любителей современного концептуального джаза всех мастей.
Немногочисленная и разрозненная, на первый взгляд, аудитория преданных поклонников экспериментальной музыки в России, если верить словам композитора и бэнд-лидера ансамбля Натальи Скворцовой, за последние годы увеличилась едва ли не вдвое. Вероятнее всего, эта тенденция лучше всего отражает потенциальную заинтересованность слушателя в новой музыкальной палитре, которая соединяла бы в себе окончательно вставшую на ноги, но ещё хромающую от недостатка внимания русскую импровизационную музыку, а так же американский и европейский джазовый и академический опыт, без которого подобные метаморфозы были бы невозможны. Еще пара лет в этом же темпе, и возможно слово "экспериментальность" вообще начнет выпадать из контекста, попросту теряя свой первоначальный смысл. Фантазировать рано, но уже ясно, что музыкантам, лейблам и клубам, симпатизирующим этому течению, придется неплохо попотеть, чтобы закрепить победу своего личного вкуса и убеждений.
Состав музыкантов остаётся прежний: Наталья Скворцова (клавиши), Юрий Севастьянов (тенор-саксофон), Пётр Талалай (барабаны), за исключением Марка Гайдара, которого в этот раз заменил известный в России и за рубежом контрабасист Юрий Галкин.
В "Новых Городах" нас ждет уже хорошо знакомый с предыдущего альбома "Движение" вдумчивый и немного отстраненный акустический звук, который так, кстати, великолепно сочетается с мягкими переливами "Rhodes". Будучи верными своей уже оформившийся за время существования ансамбля стилистике, музыканты тем не менее чуть-чуть ушли от сдержанного, немного робкого и прохладного звучания "Движения" к насыщенным и страстным краскам. Например, Юрий Севастьянов на этих записях куда многословнее, словно бы каждая фраза это переспелая ягода, которую немедленно нужно съесть. Звук стал еще плотнее, чуть более порывистый и менее сосредоточеный. Это хорошо заметно по его сольной партии в композиции "Signs".
Позволяя себе заиграться во все более затейливые формы, в том числе и в размерах, "Новые Города" куда сильнее "Движения" в контексте динамики и контрастов. Например, когда я полгода назад описывал предыдущий альбом, то сделал акцент на том, что в процессе прослушивания вы могли бы заниматься своими делами. Что касается "Новых Городов", то в действительности, вас "не потревожит" лишь несколько композиций. Во всех остальных случаях в игре музыкантов считывается явный эгоистичный посыл владеть вашим вниманием полностью и безраздельно. Впрочем, стоит вам включить первую композицию, и переключатся на что то ещё вы уже не захотите.
Другой вопрос, что же это за "Новые Города" и где их искать?!
В альбоме всего лишь 6 композиций, но суммарное время трэклистинга составляет около 55 минут. Их русскоязычные названия: "Приметы", "Новые города", "Мантра", "Предчувствие", "Черный и золотой", "Начало". В общем и целом, никаких подсказок это нам не дает, но давайте посмотрим, станет ли понятна суть после прочтения обложки, автором текста которой является сама Наталья Скворцова.
"Город - это место, где живёт много людей. Есть старые города, в которых живёт история о событиях и судьбах, есть города современные, в них завтра начинается уже сегодня. Но бывает, что человек не может больше жить так, как он жил раньше, из-за бедствия, жажды перемен или просто усталости, и тогда он начинает строить новый город… А когда таких людей много, то есть шанс, что новые города будут построены. С одной стороны, это города, которых нет - миражи, воздушные замки. Но ты видишь их и живёшь уже там, как будто так было всегда, и ничего не можешь с этим поделать, тебе там хорошо. С другой стороны, это очередная мечта о рае, но рае рукотворном, требующем создания себя. Приметы, знаки, вехи на пути, дорожка из крупы, высыпавшейся из мешка (как в любимой сказке Андерсена), ряд совпадений - они указывают направление".
Получается, что "Новые Города" - это иллюзия, едва постижимая утопия, основателем и вдохновителем которой является наш отчаянный человеческий порыв найти маленький уголок, в котором мир чуть добрее, а звёзды в небе сияют особенно ярко. Спокойствие, гармония и постоянство. Еще со времен Платона (основоположника идеализма и утопизма) изящные умы со страстью описывают новые миры и вселенные. И это не просто разминка для интеллекта (ведь нужно придумать как в этом мире все будет устроено), но сосредоточение всех чаяний человека о жизни в полную грудь.
Например Ж. Руссо, на пороге индустриальной революции считал таковым возвращение человека к первобытному социальному строю, где "Блаженный дикарь" занимается самообразованием и воспитанием собственного духа. Общество философов и сакральных созерцателей мира. Чуть позже К. Маркс представил свою модель, в которой экономический прогресс является способом сделать мечты каждого реальными вкупе с остальным человечеством. Один из постоянных признаков настоящей "Утопии" заключается в том, что она недостижима. Это и делает ее такой притягательной и заманчивой, ведь с другой стороны это та задача, которая стоит упорства.
Автор сродни волшебнику, который до последнего хранит свою тайну, указывает на то, что если приглядеться к знакам, приметам, то можно найти верное направление. Для этого нужно не испугаться заглянуть внутрь самой сути нашего существования, а затем сделать тот самый отчаянный шаг на пути к мечте.
Счастье иметь возможность написать хорошую музыку и исполнить её. Еще важнее - ее прожить!
(c) & (p) 2013 FANCYMUSIC
6 tks / 55 mins
(Наталья Скворцова - клавишные, Юрий Севастьянов - тенор-сакс, Юрий Галкин - контрабас, Петр Талалай - ударные)
Сразу прошу прощения у тех, кто хорошо знает и почитает творчество видного британского гитариста и композитора Алана Холдсуорта, за перечисление хорошо им известных фактов. А остальным нашим читателям напомню, что Алан Холдсуорт (р.1946) является ...
Великое дело – солидарность трудящихся! Именно в день их международной солидарности трудящиеся из американского лейбла Ropeadope выпускают альбом, созданный трудящимися российскими – московской группой Analog Attention, созданной ...
Пианиста, композитора и аранжировщика Антонио Адольфо можно с полным правом назвать не просто ветераном бразильского джаза, но и одним из тех музыкантов, которые составляют его гордость. В свое время его учителями были Эумир Деодато на родине и ...
Достаточно часто альбомы - трибьюты выстраиваются по традиционной схеме, которую можно предугадать еще до прослушивания. В данном случае мне хотелось бы познакомить наших читателей с трибьютом необычным, трибьютом безусловно творческим и даже ...
Новый, третий по счету, альбом живущего в Лондоне израильского барабанщика и композитора Асафа Сиркиса и его трио только что увидел свет. Со времен предыдущей работы трио, которая называлась Letting Go (обзор того альбома можно найти на сайте), ...
Если ранее мне доводилось слушать только сольную игру живущей в США японской пианистки Аяко Ширасаки, то Some Other Time, ее самая новая работа, представляет возглавляемое Аяко фортепианное трио классического для джаза состава – с контрабасом ...
Евангельская история про гонителя христиан Савла после внезапного просветления превратившегося в столпа веры Павла вспомнилась мне после прослушивания этого альбома. Разумеется, тут нет никаких совершенно неуместных сравнений, просто ассоциация. ...
Прежде всего, хочется отметить оформление альбома (респект Стефано Фратусу): такую обложку глаз «цепляет» среди окружающих дисков в десяти случаях из десяти. Ну, а дальше возникает естественное желание узнать, что же там внутри. А внутри ...
История этого альбома более, чем необычна и достойна того, чтобы рассказать о ней поподробнее. Я, во всяком случае, встречаюсь с такой историей впервые. Итак, живет в Америке пианистка Светлана Горохович. Академическое образование она получила в ...
Brainkiller впервые гостит на нашем сайте, поэтому есть смысл начать с истории этой группы. А разделить историю Brainkiller можно на две части. Первая начинается в 2000 году. Тогда под названием Brainkiller возник дуэт, созданный двумя американскими ...
Британский саксофонист Том Челленджер уже известен читателям нашего сайта по дебютному альбому его новоджазового квартета Dice Factory. На сей раз представляем вам Spy Boy – еще один дебютный альбом еще одного коллектива, возглавляемого Томом. ...
Как мне показалось, выпуск этого диска надо рассматривать не с каких-то узко стилистических позиций, а в общекультурном контексте. Судите сами: впервые известное сочинение крупнейшего мастера академического авангарда ХХ века Карла-Хайнца Штокгаузена ...